Папа Франциск побывал в трущобах Рио-де-Жанейро

Папа Римский с бедняками25 июля 2013 г., после церемонии благословения флагов Олимпийских и Паралимпийских игр и вручения Папе символических ключей от Рио-де-Жанейро, которая прошла в Городском дворце, Франциск направился в фавелы Варжинья — на географическую, моральную и экономическую периферию Рио.

Больше фотографий доступно по ссылке

Приводим полный текст речи Папы перед Общиной Варжиньи:

Дорогие братья и сестры,

Как прекрасно быть здесь с вами! С самого начала, планируя визит в Бразилию, моим желанием было посетить все районы этой страны. Я бы хотел постучаться в каждую дверь, сказать “здравствуйте”, попросить стакан холодной воды, выпить “cafezinho” (чашечку черного кофе), поговорить, как с друзьями, выслушать сердце каждого, родителей, детей, бабушек и дедушек…

Но Бразилия такая большая! И невозможно постучаться во все двери! Поэтому я решил прийти сбда, навестить вашу общину, которая сегодня представляет все районы Бразилии. Как это прекрасно быть принятым с любовью, с открытым сердцем, с радостью! Достаточно увидеть, как вы украсили улицы общины; это тоже является знаком любви, рождается из вашего сердца, из ликующего сердца бразильцев! Большое спасибо каждому из вас за прекрасный прием! Благодарю супругов Ранглер и Жоану за теплые слова.

1. С самой первой минуты, как я ступил на бразильскую землю, а также здесь, среди вас, я чувствую себя принятым. И это важно – уметь принимать; это гораздо прекраснее любого украшения. Я говорю об этом потому, что, когда мы щедро принимаем кого-то и разделяем с ним немного пищи, место в нашем доме, наше время, мы не только не беднеем от этого, но становимся богаче. Я знаю, что когда голодный человек стучится в вашу дверь, вы всегда находите способ поделиться с ним едой; как гласит пословица, всегда можно “разбавить фасолевый суп водой”! и вы это делаете с любовью, показывая, что истинное ботатство не в вещах, а в сердце!

И бразильский народ, особенно самые простые люди, могут преподать миру ценный урок солидарности, понятия, о котором часто «забывают» или замалчивают, потому что оно «неудобно». Я бы хотел обратиться с призывом к тем, кто обладает большими ресурсами, к гражданским властям и ко всем людям доброй воли, борющимся за социальную справедливость: не уставайте трудиться ради более справедливого и солидарного мира! Никто не должен остаться бесчувственным к неравенствам, которые все еще существуют в мире! Каждый, по своим возможностям и ответственности, должен уметь вносить свой вклад, чтобы положить конец всем этим социальным несправедливостям. Не культура эгоизма и индивидуализма, которая зачастую правит нашим обществом, созидает и ведет к более приемлемому миру, а культура солидарности; нужно видеть в других не конкурентов, или безликую массу, а братьев.

Хочу поддержать усилия, которые прилагает бразильское общество для интеграции всех своих частей, в том числе самых страдающих и нуждающихся, через борьбу с голодом и нищетой. Ни одно усилие по “примирению” не будет действенным, не будет соглавия и счастья в обществе, которое игнорирует, вытесняет за свои пределы, и бросает на периферии часть самого себя. Такое общество попросту обедняет себя, и даже теряет нечто очень важное для себя. Будем же об этом помнить всегда: только способность делиться делает нас по-настоящему богаче; все, чем мы делимся, умножается! Мера величия любого общества выражена в том, как оно относится к самым нуждающимся, к тем, у кого нет ничего, кроме бедности!
2. Я бы хотел вам сказать также, что Церковь, “адвокат справедливости и защитница бедных против нетерпимого социального и экономического неравенства, вопиющего к небу” (Документ Апаресиды, 395), желает предложить свое сотрудничество с любой инициативой, которая может означать истинное развитии каждого человека и всего человека, во всех его измерениях. Дорогие друзья, конечно, нужно дать хлеб голодным; это акт справедливости.

Нет истинного содействия общему благу, ни истинного развития человека, когда игнорируются главные столпы, на которые опирается страна, ее нематериальные блага: жизнь, которая есть дар Божий, ценность, которую всегда следует защищать и оберегать; семья, основа сосуществования и средство против социальной дезинтеграции; всестороннее образование, которое не ограничивается простой передачей информации с целью получения прибыли; здоровье, которое должно охватывать всестороннее благосостояние человека, в том числе и его духовное измерение, важное для человеческого равновесия и для здорового сосуществования; безопасность, в убеждении, что насилие можно победить только исходя из изменения человеческого сердца.

3. И последнее, что мне бы хотелось сказать. Здесь, как и во всей Бразилии, много молодых. Вы, дорогая молодежь, особо чувствуете несправедливость, но часто остаетесь разочарованными фактами, говорящими о коррупции, о людях, которые, вместо того, чтобы искать общего блага, ищут своего интереса. Вам тоже и всем я повторяю: никогда не падайте духом, не теряйте доверия, не давайте угашать вашу надежду. Реальность может измениться, человек может измениться. Старайтесь сами, первыми, нести добро, не привыкайте к злу, но побеждайте его. Церковь сопровождает вас, неся вам ценное благо веры, Иисуса Христа, Который «пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10,10).

Сегодня всем вам, особенно жителям этой общины Варгинья я говорю: вы не одни, Церковь с вами, Папа с вами. Я ношу каждого из вас в моем сердце и присоединяюсь к молитвам, которые вы храните глубоко в душе: благодарность за радости, просьбы о помощи в трудностях, желание утешения в минуты скорби и страдания. Все это я вверяю заступничеству Богородицы Апаресидской, Матерь всех бедных Бразилии, и с огромной любовью преподаю вам свое Благословение.

По результатам переписи населения с 2010 г., в фавелах проживает 11% из 195 млн. жителей Бразилии. Всего в Рио около 700 фавел, хотя никто не знает точного числа. Они выросли на склонах холмов, окружающих город. В убогих жилищах обитают полтора миллиона человек.

Это целый мир, к которому остальная часть Рио относится с недоверием. Таков парадокс Рио: внизу живет средний и высший класс, который в фавелах замечает лишь преступность, насилие, наркоторговлю и нищету, а наверху, на холмах, живет самый низший класс, считающий остальных жителей врагами. Жители фавел не любят называть так районы, в которых живут. Не называют они их и трущобами. Обитатели холмов называют себя «общинами»: ведь здесь живут не только преступники, но и рабочие, которые не могут себе позволить снять жилье в другом месте.

Чтобы подготовиться к таким событиям, как ВДМ, Чемпионат мира по футболу и Олимпиада, в 2008 году власти начали проводить в фавелах «чистку» против преступности, послав туда агентов полиции. К 2016 году правительство планирует «облагородить» около 40 фавел. Но, как считает Католическая Церковь, сегодня основной задачей властей должно стать предоставление жителям фавел социальных услуг: строительство школ, обеспечение питьевой водой, борьба с безработицей. Только так трущобы Рио перестанут быть «болезнью» города, а станут его составной частью.

Источник: Русская и Белорусская редакции Радио Ватикана