Совершилось

Размышление о. Алехандро Хосе Карбахо Олеа, CMF, над шестым словом Иисуса на Кресте: Совершилось.

«Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин 19,30).

Победитель достиг цели. Как многие отважные и настойчивые атлеты, которые после долгого пробега или тяжелого соревнования разводят руки в стороны в последнем рывке, чтобы скорее достичь финиша и удостоиться желанной победы, так и наш Искупитель, в истощении собирая последние силы, только что сказал о том, что Ему удалось. Его голос – это голос победителя, победный крик того, кто преодолел самое тяжелое испытание, испытание унижения и послушания до смерти, и смерти крестной (cf. Флп 2,7-8). В первосвященнической молитве по окончании Тайной Вечери Иисус говорил, обращаясь к Отцу: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин 17,4).

Иисусу теперь остается только умереть. Он увидел у своих ног зарождающуюся Церковь, которую представляет Мария, Женщина, ставшая Матерью искупленного человечества, и любимый ученик, Иоанн, который принимает Ее с любящей верой в своем сердце. Христос вкусил и уксус, который Ему дали испить, да исполнятся Писания: «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду» (Ин 19,28).

«Совершилось». Уже произошло все, что Бог задумал в Своем вечном замысле ради спасения человека: возвещение Благой Вести бедным, освобождение плененных, прозрение слепых, наступило лето благоприятное от Господа (cf. Лк 4,18; cf. Ис 61,1-2). Иисус «Он ходил, благотворя и исцеляя всех обладаемых диаволом» (Дея 10,38). Сейчас Он на пороге смерти, как пшеничное зерно, чтобы принести много плода (cf. Ин 12,24), чтобы жизнь снова забрезжила, но теперь еще сильнее, в Воскресении.

«Совершилось». Наш Первосвященник, входя в мир, сказал Отцу: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже”» (Евр 10,5-7; cf. Пс 40,7-9). Древний культ со своими жертвоприношениями упразднен, старый Храм уступает место новому (cf. Ин 2,19-22). Вершина всей жизни Иисуса – это Жертва Нового и Вечного Завета ради прощения грехов, которую накануне Он во время Тайной Вечери установил и заповедал исполнять в таинственных знаках хлеба и вина. 

Закланное Тело и пролитая Кровь – это осязаемое выражение бесконечной любви к Отцу и полной готовности отдать себя ради спасения людей. Иисус сделался совершенной Евхаристией, потому что в Себе Он соединяет Священника и Жертвоприношение, Храм и почитание, жертвенник и жертву, Бога и человека. Никогда до сих пор Бог не получал на земле достойного поклонения. Никогда, до сих пор, не приносилась и жертва, которая раз навсегда могла освятить и освящающего и освящаемых (cf. Евр 2,11), навсегда устраняя преграду, которая возникла между Богом и человечеством (cf. Евр 10,10).

Слыша Шестое Слово, видя Господа на Кресте, склоняющего голову и вот-вот готового испустить Дух, мы чувствуем себя потрясенными и растроганными перед столь великой любовью (cf. Ин 15,13), любовью, которую питает к нам Бог (cf. 1 Ин 4,8-10.16). Задерживая взгляд на нашем Первосвященнике, милосердном и верном, мы вспоминаем слова, которые Блез Паскаль вложил в уста Иисуса: «В Своей агонии Я думал о тебе, и пролил за тебя несколько капель Моей Крови». Проблема духовности нашего времени, эпохи, когда люди живут, как будто Бог не существует, это переворачивание мироустройства с ног на голову: человек пытается занять место Творца, который, дабы вернуть Своему возлюбленному творению утраченное достоинство, не колеблясь отдал нам Своего Единородного Сына, « Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.» (Евр 4,15).

«Боже, Ты по неизреченной благодати обогащаешь нас всяким благословением; сподобь нас перейти от ветхой жизни к новой, чтобы мы приготовились к славе Царствия Небесного. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков». (Римский Миссал, вступительная молитва, понедельник V недели Великого Поста).

Слово Первое: Отче! прости им, ибо не знают, что делают 

Слово Второе: Ныне же будешь со Мною в раю

Слово Третье: Се, Матерь твоя!

Слово Четвертое: Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? 

Слово Пятое: Жажду!

Слово Шестое: Совершилось

Слово Седьмое: Отче, в руки Твои предаю Дух Мой

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.