Се, Матерь твоя!

Размышление о. Алехандро Хосе Карбахо Олеа, CMF, над третьим словом Иисуса на Кресте: «Се, Матерь Твоя». 

«При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» ( Ин 19,25-27).

Кажется, что время остановилось. Крик народа затих на фоне слов распятых. Солдаты спорят, деля ризы Иисуса. О хитоне же бросают жребий. Христианское предание считало священный хитон символом единства Церкви. Несшитый хитон готовит нас к размышлению над третьим словом Господа на Кресте. 

Действительно, «при кресте Иисуса стояла Матерь Его». Мария, соединенная со Своим Сыном в деле спасения, появляется в самые важные моменты жизни Господа и Церкви. Сейчас, когда Иисус возвращается к Отцу (cf. Ин 13,1), а из пронзенного ребра Христова рождается Церковь, Мария снова здесь (cf. Ин 19,34). 

На Кресте умирал Ее Сын. Страдание Марии было возвещено еще Симеоном, когда, держа на руках новорожденного Иисуса, он сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.» (Лк 2,34-35). Боль Пресвятой Девы у подножия Креста сделала Ее сподвижницей Искупителя, как провозгласил Второй Ватиканский Собор (cf. Lumen gentium, 61). Об этом поется в известном гимне Stabat Mater, который приглашает нас к созерцанию, почитанию  и состраданию. 

«Мать скорбящая стояла, Крест слезами орошала, на котором Сын распят».

Литургия вложила в уста Пресвятой Девы пророчество Иеремии: «Взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь, какая постигла меня, какую наслал на меня Господь в день пламенного гнева Своего? (Плач 1,12). Потрясенный христианский народ созерцает Марию, стоящую у Креста или держащую на руках Своего умершего Сына, и называет Ее «Девой Скорбящей», взывает к Ней как к «Прибежищу веры», «Надежде нашей», «Матери Милосердия». 

Мария – это Женщина, новая Ева, которая на Браке в Кане Галилейской сделала так, что Иисус приблизил Свой час, чтобы выручить попавших в трудную ситуацию молодоженов и дать возможность ученикам уверовать в Него (cf. Ин 2,1-11). Действительно, «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой». Одним взглядом Господь охватил Марию и апостола Иоанна, который в этот момент представляет учеников всех времен. Мария и Иоанн, вот два присутствия, необходимых для жизни каждой христианской общины и жизни каждого из нас. 

Мария, Матерь Церкви, принимает миссию стать Матерью для нас, членов Тела Христова. Совершенно обоснованно Папа Павел VI 21 октября 1964 года, в тот же день, когда он обнародовал Догматическую Конституцию о Церкви, провозгласил «Пресвятую Марию Матерью Церкви, то есть Матерью всего народа христианского, как верных, так и пастырей». 

Затем Иисус «говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе».  Ученик принял Ее в свое сердце, то есть во внутреннее пространство своей души, созданное благодаря его общению с Иисусом. С того времени Мария действительно заняла в сердце Иоанна место Иисуса. Иоанн принял Марию как свою Матерь в вере, ту, в которой он встретил ту же любовь, которая превратила его в возлюбленного ученика Иисуса. Так надо принять Ее и нам, и видеть в Марии не только Матерь, верную своей миссии, полную любви, но и идеал, сияющую икону и совершенный образ Церкви, Святой Матери Церкви, продолжение Христа и посредничество, необходимое для того, чтобы передать нам Слово Божие и спасительные Таинства.

Созерцая нашу Владычицу, вместе с Иоанном стоящую у подножия Креста Иисуса, Христа сражающегося, воззовем к Ней как к «Матери Церкви», вознося эту молитву, несравненную по словам и музыке, особенно, когда весь народ величественно поет: «Salve Regina, Mater misericordiae, vita, dulcedo et spes nostra, salve (Радуйся, Царица, Мать милосердия, сладость и упование наше».

«Боже, по воле Твоей, когда Сын Твой вознесен был на крест, сострадающая Матерь Его стояла рядом; молим Тебя, дай Церкви Твоей вместе с Пресвятой Девой приобщиться к страданиям Христовым и удостоиться стать общницей воскресения Его, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков». (Римский Миссал, вступительная молитва 15 сентября).

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.