And the Oscar Goes To…

Несколько часов назад завершилась церемония присуждения старейшей премии в сфере кинематографии, которая стала самой скандальной  за историю своего существования. Ещё до начала церемонии награждения, когда были объявлены номинанты, «Оскар» назвали «белым» из-за отсутствия афроамериканских актёров в списках претендентов на премию, в результате чего некоторые актёры бойкотировали церемонию. Данный инцидент повторяется уже второй год подряд и вызывает у общества кинематографистов определенное недовольство к организаторам церемонии, которые в этом году заговорили о пересмотре некоторых правил из-за сложившейся ситуации. Стоит напомнить, что кинопремия «Оскар» вручается в США, в стране, которая пропагандирует равенство и терпимость к людям разных национальностей. Получившийся скандал стал далеко не последним в нынешней церемонии награждения.

oscar_03

Пока многие поклонники творчества Леонардо Ди Каприо ждали, получит их любимый актёр «Оскара» или нет, внимание кинокритиков было приковано к номинации «Лучший фильм», где тоже не обошлось без скандала. Только на этот раз скандал был связан не с церемонией, а с самим фильмом, который получил главный приз от Академии кинематографических искусств и наук — фильмом «В центре внимания». Кинолента основана на реальных событиях, имевших социальный резонанс в начале 2000-х и связанных с расследованием журналистов вокруг дела о насилии детей священниками. Помимо статуэтки в номинации «Лучший фильм» «В центре внимания» удостоился приза в номинации «Лучший оригинальный сценарий», что подтверждает интересный факт о пристрастии «Оскара» к фильмам-скандалам на тему религии и церкви.

Как известно, премия «Оскар» несмотря на свой почтенный возраст, является определенным шоу, которое на протяжении последних 15 лет номинирует не самые культовые и значимые кинофильмы, а самые скандальные и потребительские. Не случайно в этом году большинство номинированных кинофильмов было снято на основе реальных событий. А это говорит уже об определенном сценарном кризисе, когда в основу фильма закладываются не идеи, а факты, за счет которых фильм перестает быть игровым и художественным, а становится экранизацией житейских сцен, расследуемых журналистикой. Начало подобной тенденции было заложено несколько лет назад, когда главного «Оскара» и статуэтку за «Лучший оригинальный сценарий» вручили фильму Бена Аффлека «Операция «Арго», основанному на реальных событиях.

Spotlight_01

Но в этом году лучшим стал «В центре внимания» (реж. Т. Маккарти), основанный не только на реальном скандале, но и на событиях, связанных с Церковью. Такая очень личная для каждого человека тема как религия, вера и Бог — всегда являлись сакральными для кинематографа. Но в последние годы сценарный кризис заставил киноиндустрию обратиться именно к сакральности, сделав из неё потребительский кинематограф. В этом аспекте нельзя винить только кинематограф, здесь задействовано много социальных факторов. Дело в том, что сейчас такое время, когда многие ценности начинают обесцениваться, а кино — это зеркало современности, которое отражает «проблемные сферы» в обществе.   В прошлом году, лучшим фильмом на иностранном языке стал «Ида» (реж. П. Павликовский), который тоже затрагивал тему веры и Церкви, но фильм европейский во многом отличается от американского прежде всего во взглядах на саму проблему. Европейский кинематограф в этом плане ещё сохранил художественную канву кинопроизведения, а американский перешёл больше на документально-игровую, что подтвердил в этом году наградой «Оскара» за лучший фильм.

Не стоит в фильмах, номинированных на самую престижную премию в мире в области кинематографа, всегда искать шедевра, который станет легендарным, пожалуй, лишь иногда фильмы, получившие «Оскара», стали «достоянием кинематографа». «Оскар» — это прежде всего шоу, которое способствует, в основном, развитию американского кинематографа, задающего тенденции в области кинематографии и не всегда отражающего ценности человечества, использующего порой просто события прошлого, в основе которых лежит секрет или скандал. Ведь среди всех фильмов-номинантов, основанных на реальных событиях, главным фильмом года стал фильм со скандалом, который затрагивает «больную тему», а там, где боль, там нет искусства, потому что именно оно направленно на созидание и прекрасное, которые должны быть в каждом человеке  несмотря ни на что.

Любите искусство!

Смотрите хорошее кино.

oscar_04

P.S. Поздравляем Леонардо Ди Каприо с «Оскаром», здорово, что его «Выживший» дожил до «Оскара»!

Екатерина Савельева

Екатерина Савельева
Прихожанка храма Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Культуролог, фотограф, режиссер. Автор статей о современной культуре. Победительница и лауреат конкурсов в области социальной рекламы и современного искусства.

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ