Имена Милосердия

Нередко приходится сталкиваться с мнением, что весть о Божьем Милосердии была открыта св. Фаустиной Ковальской. Есть ощущение, что до первых годов XX века никто даже слыхом не слыхивал о том, что Бог, Творец Вселенной, может с милостью принимать своих заблудших чад. Да и вообще большая часть событий ветхозаветной истории воспринимается, как суровое повествование, в котором Бог, в первую очередь, карающий судья, зорко следящий за исполнением Закона. Но так ли это на самом деле?

Обратимся всего лишь к одному примеру, весьма созвучному периоду Великого поста. Бог обращается на горе Синай к Моисею, ведущему свой народ из египетского рабства к свободе детей Божиих в Земле Обетованной.

И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Господне. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу (Исх 34,5-8).

«Провозгласил имя Господне» эти слова говорят о том, что Бог раскрывает Себя Моисею. Ведь этот библейский пророк важен не только, как Божий избранник, ведущий евреев через пустыню, и не только как тот, кто принес с горы Синай Закон. Для библейского автора он важен и как человек, беседовавший с Богом лицом к лицу. В те времена не принято было описывать чувства и переживания, растягивая монолог на пять страниц. В три слова спрессован глубокий молитвенный опыт пророка, его встреча с Богом, Который открывается ему таким, каков Он есть и до такой степени, которую может выдержать человеческое сознание Моисея.

За такими простыми словами как «и возгласил: Господь, Господь» на самом деле скрывается целая история отношения Бога к Своему творению. Здесь речь идет о том, что Бог раскрывает звучание и значение Своих двух имен, скрытых в священном тетраграммоне. Моисей уже слышал эти имена, когда Всевышний являлся ему в неопалимой купине. Но теперь Бог снова напоминает о них, потому что в них скрывается самая Его сердцевина. Проще всего обозначить ее словом милосердие. Только этого слова будет недостаточно, чтобы созерцать глубину Творца вселенной. В очень упрощенном виде, провозглашая имя Господне, Бог напоминает Моисею, что Он – Тот, Кто возлюбил мир еще до его сотворения. Он – Тот, Кто простил Адама, еще до того, как тот согрешил. Он – Тот, Кто принимает и любит всякого человека, сколь бы грешным он ни был. Он – Тот, Кто творит мир любовью и милостью. Эти имена напоминают о том, что вся полнота жизни Бога как раз и скрывается в любви и милосердии, через них Он творит все, что есть, было и еще будет.

И дальше библейский писатель приглашает нас глубже погрузиться в понимание милосердия Бога.

«Бог» — здесь используется слово «Эль», третье имя Божие. Его можно перевести как «распоряжающийся всеми силами Вселенной, Царь природы и человечества»

«Человеколюбивый», на библейском иврите «рахум». Это слово можно перевести еще и как «жалостливый», но не в романтическо-слезоточивом ключе, а в том смысле, что Он не безразлично взирает на свое творение, а с состраданием склоняется к нему.

«Милосердный», «ханун», слово, трудно переводимое на русский язык. Здесь речь идет о праведниках, на которых Бог взирает с особой милостью. В других местах библейского текста мы частенько можем встретить упоминание о том, что Бог поддерживает праведников и спасает их от руки нечестивцев. Вот именно это действие Божие и передает данное слово.

«Долготерпеливый»: это слово напоминает нам о покаянии. Почему Бог так долго терпит грешника и не наказывает его? Потому что и этот искореженный жизнью или своими представлениями человек тоже является Его творением, и Он ждет и жаждет его покаяния. И, как отец блудного сына, готов ждать этого покаяния практически бесконечно, не теряя надежду и будучи готовым выбежать навстречу.

«Многомилостивый и истинный» эти слова правильнее было бы перевести «великий в благодеянии и истине». Здесь скрываются еще два имени Бога. Он готов проявить милость даже к тому, кто ее не заслуживает. Его милосердие вообще не скованно никакими условностями. Господь смотрит на человека и готов оказать ему милость, даже если у него нет никаких заслуг. Бог знает истинную цену каждого из нас и все-таки не осуждает, не наказывает и не мстит. Он только ждет покаяния.

«Сохраняющий милость в тысячи родов», т.е. Господь помнит и понимает особенности каждой семьи. Сейчас очень популярной стала тема исцеления рода. Огромное количество психологов предлагают свои ноу-хау в этом вопросе, обещая исцеление и изменение кармы семьи. Бог же не интересуется всякими там кармами и энергетическими планами. Он видит в нас в том числе и продолжение наших семей, традиций и воспитания, понимая, что многие ошибки, страдания и особенности восприятия и принятия Его воли связаны с этими родственными связями. И здесь Господь снова проявляет милосердие. Он готов исцелить старые семейные раны и наполнить семьи новой, Своей, жизнью.

«Прощающий вину и преступление и грех»: целых три имени Божиих скрыты в этой короткой фразе. И все они снова и снова напоминают о гранях Его милосердия. Всемогущий Бог, прощающий вину, т.е. Прощающий того, кто приходит с искренним покаянием. Бог, прощающий преступление, т.е. даже открытый бунт. И наконец, Бог, прощающий ошибки, совершенные по незнанию или глупости. Все эти три имени соединены словом «прощающий», т.е. принимающий, преображающий и наделяющий новой жизнью всякого, кто обратится к Нему с открытым сердцем.

И в этом случае Он выступает как «не оставляющий без наказания». Только под наказанием не скрывается некое действие возмездия: «ты согрешил, а Я тебе за это большую бяку сделаю». Эту фразу правильнее было бы перевести «не оставляющий без очищения». И здесь снова стоит вспомнить об истории рода. Да, дети не несут ответственности за грехи родителей, но никуда не могут деться от их последствий, от особенностей воспитания, от традиций семьи… И если Бог не исправил грех в одном из поколений, Он все равно будет искать пути очищения в последующих поколениях, раз от раза вторгаясь в жизнь этой семьи и призывая к Себе.

В этом небольшом библейском отрывке звучат сразу тринадцать имен Бога. Пожалуй, нигде Он не раскрывает Себя так полно, нигде так много не говорит о Своей сущности, о Своем Милосердии. Кроме одного момента! На Голгофе снова звучат все эти имена Божии, только теперь не при помощи слов. Агнец Божий открывает Своему народу и всему человечеству всю глубину и силу любви и милосердия Бога, стучащегося в каждое сердце и в сердца целых народов.

Сейчас, когда мы слушаем евангельские чтения о блудном сыне или о женщине, взятой в прелюбодеянии, мы словно приближаемся к вершине горы. Только это совсем не Синай, как было у Моисея. Это Голгофа, на которой снова прозвучат все эти имена. Имена Милосердия. Услышим ли?

Анна Гольдина

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.