Из школы в киношколу

В этой школе нет парт, в этой школе нет доски, в этой школе не задают домашнее задание… Наверное? многие нынешние ученики мечтают о такой школе! Пока одни мечтают, другие в такой школе учатся – Польской Киношколе Анджея Вайды.
Этим летом нам удалось взять интервью у директора Студии (Киношколы) Вайды – Катажины Мадай-Козловской, которая рассказала, что ученики Киношколы  — это уже не школьники, а взрослые и творческие люди.

- Что такое «Киношкола Анджея Вайды» или как ещё её называют «Студия Вайды»?
- Школа Кинорежиссуры Анджея Вайды, под патронатом Европейской Киноакадемии, начала свою работу в ноябре 2001 года. Основатели школы: Анджей Вайда, Войцех Марчевский и Варшавская киностудия. Школа предоставляет программы (курсы) полноценного обучения как для кинорежиссёров, сценаристов, так и для других направлений, связанных с киноиндустрией. В течение обучения ученики делают проекты и если они с положительным результатом заканчивают учёбу, то в таком случае они могут получить поддержку от Студии Вайды. Студия в этом случае помогает не только с реализацией проекта, но и с последующей поддержкой в продвижении проекта после его создания. То есть, начиная с периода составления плана реализации проекта до момента выхода на кинофестивали, Студия и её преподаватели полностью его поддерживают.

madaj_05 

- Кто может обучаться в Киношколе? И как у Вас учатся?
- В Киношколе может обучаться любой желающий человек, который способен развиваться самостоятельно в направлении кинематографа. Он может быть даже без профильного образования, как например режиссёр Анна Копач, которая по образованию психолог, но Студия помогла ей заявить о себе именно в мире кино.
У нас могут обучаться не только польские студенты, мы открыты и для Европы, и для России. Поэтому, мы ввели ещё подготовительные одногодичные курсы для европейских студентов, которые учатся по программе «Экран +» — это международная программа. А в целом: у нас нет какой-то конкретной программы, где все изучают от «А до Я». Ученик сам придумывает проект, который представляет Школе, а она со своей стороны помогает воплотить его. В этом и заключается смысл обучения в нашей школе. Это как стартовая площадка начинающим режиссерам, сценаристам и т.п.

- Какие требования к ученикам в Школе?
- Прежде всего, перед поступлением нужно представить своё резюме, мотивационное письмо и показать, что ты способен заниматься тем проектом, с которым приходишь в Студию. Потом проходит собеседование, экзамен и из всех предложений мы выбираем только 12 человек на каждый курс. А после поступления начинается индивидуальная работа.

- Индивидуальная работа совместно с мастерами Мирового кинематографа?
- Да! И, прежде всего, с основателем Школы Анджеем Вайдой, который открывает курсы и появляется в течение года в рамках консультации. Также со студентами работают Войцех Марчевский, Павел Павликовский, Мачей Собичанский, Даниил Хазанович и многие другие. Результаты работы Мастеров со студентами можно было увидеть на кинофестивале «Польское кино в Санкт-Петербурге» — это такие фильмы как «Улитки» и «Иоанна». Такой метод работы со студентами предложили Анджей Вайда и Войцех Марчевски. Подобные идеи призваны помочь своим опытом молодым режиссерам в реализации своих идей.

madaj_04 

- Можно ли рассматривать такой подход в работе как связь поколений? Или как продолжение старинной киношколы польского кинематографа?
- Да! Это происходит в рамках дискуссии, мастера просто помогают и подсказывают пути решения начинающим кинематографистам.

- В каких кинонаправлениях сейчас работает Школа? Какие темы в Польском кинематографе востребованы? И какие выбирают ученики Школы?
- Одним из самых распространенных направлений в Польше сейчас является документальное кино. Выпускается около 200 документальных картин в год. Это общеевропейская и мировая тенденция, даже на телевидении сейчас появляется больше именно документальных проектов. К тому же на эти проекты требуется меньше финансовых затрат, чем, например, на художественные. Поэтому с документальными проектами немного проще дебютировать – что и делают наши ученики.

- Есть ли у Вашей Школы то, что отличает её от других европейских кинематографических школ?
- Эта черта заключается в отсутствии программы и в предоставлении стартовой площадки для первых шагов начинающим в кинематографе. Такой прием в киношколах, вроде, ранее нигде ещё не использовался.

madaj_03

- В России сейчас проходит год российского кино, в рамках которого правительство пытается помочь отечественному кинематографу. Помогает ли правительство Польши Киношколе Анджея Вайды?
- Киностудии помогает Министерство культуры Польши и Польский институт киноискусств. Именно эти две инстанции помогают со-финансировать профессиональное кинообразование и выделяют деньги на дебютные работы. Вообще Польский институт киноискусства один из немногих, благодаря которому развивается польский кинематограф. Они возвращают деньги за билеты и за продукцию, за счёт чего можно дальше продолжать помогать начинающим.

После беседы с Катажиной хочется пожелать и российскому кинематографу новых учеников в новом учебном году и новых школ, которыми будет гордиться вся страна, подобно «Киностудии Анджея Вайды», которой гордятся в Польше.

Беседовала Екатерина Савельева

Екатерина Савельева
Прихожанка храма Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Культуролог, фотограф, режиссер. Автор статей о современной культуре. Победительница и лауреат конкурсов в области социальной рекламы и современного искусства.

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ