Руководство страны планировало сорвать интронизацию

13 апреля 1991 года решением Папы Иоанна Павла II на территории РСФСР были учреждены две апостольские Администратуры, давшие начало возрождению структур Католической Церкви в нашей стране. Главой Апостольской Администратуры Европейской части России был назначен архиепископ Тадеуш Кондрусевич, ныне митрополит Минско-Могилевский. В беседе с нами он поделился воспоминаниями 25-летней давности.

- Владыка, когда Вас назначили епископом в Москву, не было ли обидно? Вы едва начали работу в Гродно, едва что-то сдвинулось, а тут новое задание. И хотя тогда это была одна страна, но тем не менее…
- Я никогда не ставил своих интересов выше интересов Церкви. Обещал послушание Папе и этим все сказано. Он мой генерал, а я только солдат и абсолютно подчиняюсь его приказам.

intro_01

Конечно, чисто по-человечески, нелегко было покинуть Белоруссию и поехать в Россию. Все складывалось очень хорошо. За полтора года моего служения в Белоруссии удалось вернуть 97 ранее конфискованных храмов; в Гродно открылась Духовная семинария, было издано 50 тысяч экземпляров Чина Мессы и 95 тысяч экземпляров Малого катехизиса на белорусском языке; начал действовать «Каритас»; из Польши приехали священники, чтобы помогать, ибо своих было очень мало; отношения с Православной Церковью были очень хорошими. Словом, служи и прославляй Бога.

Но пришло решение Папы Иоанна Павла II и надо было ехать практически в неизвестное. Я, однако, верил в Божию помощь и предстательство Марии, которой вверил свое служение в России.

- Решение об учреждении Администратур в России было ожидаемым или стало неожиданностью?
- Католики были в России задолго до революции 1917 г. Могилевская митрополия была установлена в конце XVIII столетия. Католическая Церковь в России в те времена имела свои структуры: епархии, духовную семинарию и академию в Санкт-Петербурге, развитую сеть приходов и благотворительных организаций и т.д. Несмотря на жестокие гонения, католики в России остались. Я об этом хорошо знал, ибо они приезжали в Литву и Белоруссию, особенно летом, чтобы исповедоваться, венчаться, креститься и т.д. Они нуждались в нормальном пастырском окормлении, для чего необходимы были соответствующие структуры Католической Церкви.

Поэтому решение Папы Иоанна Павла II об учреждении Апостольских Администратур для католиков латинского обряда Европейской и Азиатской частей России вытекало из требования времени. После трех поколений гонений возрождалась Православная Церковь и другие вероисповедания. Пришло время и для возрождения Католической Церкви.

intro_05 

- Как отреагировало советское руководство на это решение Ватикана? Какова была реакция Русской Православной Церкви?
- Сначала не было какой-то особой реакции советского руководства на новые назначения Ватикана. Все еще хорошо помнили недавний визит первого Президента СССР Михаила Горбачева в Ватикан и его встречу с папой Иоанном Павлом II. Однако во время моего вступления в должность Апостольского администратора в храме св. Людовика в Москве православный священник Глеб Якунин, который тогда работал в Комитете по делам религий, сказал, что руководство страны недовольно моим назначением и даже планировало сорвать интронизацию.

Русская Православная Церковь сначала осторожно отнеслась к назначению, но потом у нас установились рабочие отношения. Несмотря на сложности в отношениях между Православной и Католической Церквами, диалог все время продолжался не только между Ватиканом и РПЦ, но и на местном уровне, и я был его участником.

Могу с уверенностью сказать, что состоявшаяся недавно встреча Папы Франциска и Патриарха Кирилла в Гаване стала возможной, потому что подготовка к ней началась очень давно, и я рад, что такая встреча наконец-то состоялась. Это как бы встреча Петра и Андрея — апостолов, которые символизируют Западную и Восточную Церкви.

- Что больше всего Вам запомнилось из того времени?
- Очень большое впечатление оставило желание людей познать Бога, иметь своего священника и храм. Никогда не забуду подготовку молодых россиян к встрече с папой Иоанном Павлом II в Ченстохове в 1991 г. на Всемирном Дне Молодежи. Как много их приходило в храм св. Людовика в Москве и храм Лурдской Богоматери в Ленинграде! Воспитанные в духе атеизма, они жаждали духовного.

Помню, как однажды летом 1991 г. в ризницу московского храма св. Людовика пришли студенты и сказали, что очень разочарованы всем происходящим. Тогда как раз шла смена политической системы. То, что еще вчера казалось незыблемым, сегодня ломается, — говорили они. Но в то же самое время есть Евангелие, в котором ничего не изменяется. Мы его не знаем. Дайте нам его. Мы хотим созидать на твердом фундаменте. Это был крик молодых людей, которые искали истины. И это давало надежду, даже когда не было никаких оснований надеяться. Несмотря на трудности, я увидел, что в России, также можно успешно проводить пастырскую деятельность. И, слава Богу, не ошибся.

intro_03

- Глядя на тот период возрождения с четвертьвекового расстояния, как Вы думаете, что бы Вы сделали иначе?
- Принципиально придерживался бы той же позиции, а именно — возрождать Церки овь и духовную жизнь. Может быть, больше внимания уделял бы тому, чтобы не давать повода в обвинениях в прозелитизме. Мы никогда не занимались прозелитизмом, и он не приемлем как метод пастырской деятельности.

Больше внимания уделял бы развитию и использованию католических СМИ в деле евангелизации, передачи и защиты христианских ценностей. Стремился бы к дальнейшему развитию отношений с РПЦ с целью совместной проповеди Благой вести и защиты духовных ценностей, когда они размываются и человек все чаще живет так, ка если бы Бог не существовал. Способствовал бы развитию отношений с нехристианскими религиями, что особенно важно в наше время. И конечно же прилагал бы усилия для развития отношений с государством, памятуя о том, что хотя Церковь не от сего мира, но она в этом миру. И Церковь, и государство призваны служить человеку и именно забота о нем призывает нас к плодотворному взаимодействию.

Беседовал Михаил Фатеев
Фотографии из личного архива митрополита Тадеуша Кондрусевича

Михаил Фатеев
Прихожанин храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Режиссер, продюсер, журналист. Отец троих детей.