Польша «через экран»

В Санкт-Петербурге с 8 по 11 августа прошел фестиваль польского кино, в рамках которого состоялось несколько российских премьер. Помимо этого, кинофестиваль продемонстрировал российскому зрителю современный польский кинематограф, который в настоящее время набирает «обороты» в Европе.

Что представляет собой современный кинематограф в Польше можно узнать на примерах фильмов, которые демонстрировались в Петербурге.

Открытием кинофестиваля стал фильм «Тело» Малгожаты Шумовской. Это полнометражная кинокартина, премьера которой состоялась в феврале прошлого года в рамках основной конкурсной программы 65-го Берлинского кинофестиваля, где была отмечена призом за лучшую режиссуру. Стоить отметить, что после триумфа в 2013 году польского фильма «Ида» Павла Павликовского на «Оскаре», за столь короткое время Польша вновь заявила о себе как о сильной кинематографической державе, что подтверждается присужденными кинопремиями.

polskie_kino_01

В Петербурге фильм «Тело» до кинофестиваля не показывался и возможно этот факт способствовал огромнейшему интересу зрителей, пришедших за пару часов до премьеры и образовавших длинную очередь, которую не ожидали увидеть даже организаторы фестиваля. Но ажиотаж ещё был вызван тем фактом, что все фильмы заявленной программы демонстрировались бесплатно. Однако после просмотра фильма можно смело сказать, что он действительно, заслуживает внимания зрителей и аккумулирует в себе истинно польский кинематограф, в котором важны детали быта и эмоции героев. Фильм «Тело» является представителем женского польского кинематографа, его режиссер Малгожата Шумовская не новичок в мире кино, она давно работает как режиссер и сценарист. Но именно «Тело» стало одной из её самых «сильных» работ и это помогло Польше заявить о современных тенденциях, присутствующих в их кинематографе. Женский кинематограф сейчас очень актуален как в Европе, так и в Мире, все больше внимания уделяется женщинам-сценаристам, режиссерам и продюсерам. Поэтому с актуальностью феминистского кинематографа в Польше все хорошо.

Когда говорится о тенденциях и актуальности кинематографа, то всегда уделяется внимание молодым режиссерам и актёрам, которые только начинают делать свои шаги в мире кино. Эти люди являются показателем успеха и развития кинематографии той страны, которую представляют. И судя по второму дню кинофестиваля, когда зрителям было продемонстрировано 4 короткометражных фильма, в Польше растет новое поколение кинематографистов, которые смогут дальше развивать и продолжать традиции национального кино.

polskie_kino_03

Во – первых стоить отметить, что на фестивале были представлены две сильные польские киношколы: «Варшавская школа кино» и «Киношкола им. Анджея Вайды». Во-вторых, три  из четырех фильмов, показанных в Петербурге, являются документальными. Направление документалистики в кино сейчас актуально как никогда, все больше и больше с каждым годом выпускается именно документального кино, но не всегда оно бывает хорошим. В этом плане, можно сказать, что петербургскому зрителю повезло, так как он увидел именно хорошие документальные короткометражки молодых режиссеров Польши.

Тематика всех этих фильмов очень разная, но в каждом из них заложена какая-то проблема либо со здоровьем, либо с финансами. Везде присутствует  капелька грусти, которая всегда была в польском кино, как и осмысление быта, в котором живут герои. Вообще в целом, при просмотре короткометражных фильмов, представленных на кинофестивале, очень видна связь поколений и киношкол, очень заметно влияние таких польских кинематографических гениев как К. Кесьлевский, А. Вайда, А. Жулавский и др. Видно, как молодое поколение пытается сохранить в себе «кинематографические корни» и при этом дать место современности. Подобные «синтезы» течений классических и современных киношкол наблюдаются сейчас в Итальянском, Французском кинематографе и др. Поэтому польское кино сейчас довольно востребовано и занимает одну из лидирующих позиций в европейском кинематографе.

polskie_kino_04

Помимо известного «Тела» и короткометражного кино на фестивале был представлен не менее интересный фильм «Тайный сообщник». Это романтический триллер Питера Фудаковски, снятый по мотивам одноимённого короткого рассказа выдающегося британского писателя польского происхождения Джозефа Конрада. Фильм является дебютным для режиссера, но по качеству съемки не уступает профессионалам, важным фактором которого является совместная работа Великобритании, Польши, Тайланда и Китая. Не всякому дебютанту удается работать сразу на таких больших проектах, но как видно, Польша верит в своих режиссеров и Питер Фудаковски не подвёл и сделал качественный современный европейский триллер.

Кинофестиваль польского кино в Петербурге завершился не менее феерично, чем начался. Фильмом закрытия был «Квартирант» Януша Маевского, снятый ещё в 1967 году – в эпоху «классического» кинематографа Польши. Ретроспектива вновь стала для петербургского зрителя напоминаем, что польская культура и её кинематограф имеет богатую историю и традиции, которые чтутся по сей день. Ориентируясь на расцвет национального кинематографа в середине 50-60 гг. ХХ века, современные польские режиссёры готовы, желают и делают все возможное для создания качественного польского кино, которое, мы надеемся вновь увидеть в следующем году на кинофестивале.

Екатерина Савельева

Екатерина Савельева
Прихожанка храма Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Культуролог, фотограф, режиссер. Автор статей о современной культуре. Победительница и лауреат конкурсов в области социальной рекламы и современного искусства.