Царь и «измы»

Официальная справка.
Торжество Христа Царя, завершающее литургический год – самое «молодое» торжество в католическом календаре. Установлено папой Пием XI в энциклике «Quas primas» в 1925 г. и, по мысли понтифика, должно было стать ответом на развитие в современном мире секуляризма и атеизма.
Литургические чтения этого праздника раскрывают три аспекта царствования Христа: Христос – Царь Вселенной (год А), Христос – царствующий в мире (год В), Христос – Царь Распятый (год С). Кроме того, литургия указывает на Иисуса как Альфу и Омегу, Первого и Последнего, Начало и Конец (Откр. 22:13).

За несколько дней до публикации данного текста я шла по улице с крайне озабоченным лицом. Разумеется, святая обязанность каждого христианина – излучать свет и радость о Царствии Небесном, но в тот момент моя голова была заполнена отнюдь не радостными мыслями о чем-то сугубо приземленном. Кажется, я пыталась пересчитать в уме деньги, время и объем предстоящей работы, и пропорции первого, второго и третьего выглядели неутешительными. Одним словом, в какой-то момент я почувствовала исходящий от меня устойчивый дух того самого секуляризма, от которого пытался уберечь мир папа Пий XI, устанавливая в 1925 году торжество Христа Царя.

Секуляризм, модернизм, традиционализм, феминизм, социализм, клерикализм… Как и власть светская, церковная власть, независимо от конфессии, любит пугать верных всевозможными «измами». «Измы» устрашают своей неясностью, расплывчатостью и официальным звучанием. Разумеется, Пий XI ясно понимал, от какого именно секуляризма он желал предостеречь паству, а к установлению нового торжества его побуждали вполне конкретные политические события в Европе 1920-х годов.
С тех пор о секуляризме говорилось так много и так часто, что реальное явление постепенно превратилось в «изм» официальных проповедей и просто речей по торжественным случаям. Чаще всего, пожалуй, приходится слышать об «ответе Церкви на вызовы секуляризма». Христиане должны своей жизнью свидетельствовать о том, Кто их Царь (дальнейшее, как правило, сводится к призыву посещать Мессу каждое воскресенье, не делать абортов и не разводиться). Безусловно, все это верно. Но в каком-то смысле «ответ на вызовы секуляризма современного мира» предполагает противопоставление себя (общины святых) несчастным грешникам из «тьмы внешней».

Разве Христос- Царь только католиков, или только христиан, или царство Его привязано к территориальной юрисдикции приходов? Вовсе нет.
Сегодняшний праздник показывает, что Христос – Царь всего мира. Он – Царь над верующими и атеистами, и даже (кошмар!) над иноверцами; Он – Царь молитвы и литургии, но также Царь отдыха, и сна, и еды; Его Царствование не прерывается, когда мы ворчим или грустим, или когда забываем о Нем. Им искуплено все творение, до последних мелочей (у Бога нет мелочей). Солнце и дождь, радость о детях и заботу родителей, а также проблемы со всеми перечисленными Он дал не только верующим, но и всем прочим. Его любовь ни к кому не бывает любовью «свысока». Он не перестает быть Царем, когда наши мысли погружены исключительно в мирские заботы: в конце концов, это Он сотворил этот мир со всеми его причудами.
Кажется, что лучший ответ секуляризму, равно как и всем остальным «измам» — это отказ от них. За любыми абстракциями на самом деле стоят реальные люди, так же, как и я, искупленные Христом и возлюбленные им. Христос, Царь Вселенной, не побоялся жить в мире, в мире, кстати говоря, очень «секуляризованном»…. И оттого не менее любимом. И оттого – преображенном Им.

Анастасия Паламарчук

Анастасия Паламарчук
Прихожанка храма св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге, органистка. Доктор исторических наук, историк- медиевист.