Теолог Папского дома об Amoris Laetitia

«Папа Франциск в увещании Amoris Laetitia неоднократно повторяет: мы не должны никем пренебрегать», — комментирует новый документ на страницах портала Deon.pl теолог Папского дома о. Войчех Гертых ОР.

PapalTheologian

«Amoris Laetitia» прежде всего является знаком солидарности с людьми, которые чувствуют себя потерянными в семейной жизни. Именно поэтому увещание такое длинное: этот текст – добрая душепастырская беседа, в которой проявляется благорасположение, сердечность и близость к человеку; к такой беседе приглашаются душепастыри. В ней нет отрицания доктрины, но есть приглашение к сердечной близости со всеми людьми, даже с такими, жизнь которых не соответствует идеалу. В увещании Папа дает обширную библейскую рефлексию, толкование евангельских текстов и учения о любви апостола Павла. Папа описывает труд супружеской и семейной жизни в свете вызовов современности. Он знает, какую боль переживают люди, жизнь которых не сложилась. Папа обнаруживает ростки добра даже в сложных и неупорядоченных ситуациях. Он видит, что люди, жизнь которых не задалась, жаждут Бога и искренне молятся. Он не отвергает таких людей. Утешает их. Дает им практическую поддержку на каждый день, даже тогда, когда они далеки от идеала, когда не живут таинственной благодатью», — говорит папский теолог.

О. Войчех Гертых отмечает, что стиль увещания Папы Франциска отличается от стиля документов других понтификов, что продиктовано личным жизненным опытом Папы. Об этом необходимо помнить, приступая к чтению текста.

«Уже во введении Папа неоднократно высказывается критически о существующей доктрине, что может нас шокировать, но, скорее, он говорит о доктринерстве. Он говорит, что нельзя разобрать вероучения на камни, которыми потом мы будем бросать в своих ближних. Это не означает, что Папа отвергает учение Церкви: он просто рассуждает о том, как мы относимся к этому учению и как его трактуем. Здесь также может играть роль его личный опыт. Франциск, как и Павел VI, как и Иоанн Павел II никогда не были в семинарии. Эти понтифики никогда не были студентами, слушающими лекции. Они самоучки, самостоятельно осваивавшие учение Церкви, которое их восхищало. Бенедикт XVI учился в классической, хорошей семинарии, у него были отличные профессора, он систематически изучал учение Церкви. У Папы Франциск, напротив, таких блестящих учителей не было. Годы учебы не принесли ему радости. И в этом также есть опыт переживания Церкви. Этот факт – вызов для Церкви. Потому что нужно так передавать вероучение и так познавать богословие, чтобы оно питало веру», — говорит папский теолог.

По мнению о. Гертыха, на документ повлияла также специфика церковной жизни в Латинской Америке, где Церковь с одной стороны является массовой, но с другой стороны состоит из верных, которые весьма отдаленно понимают ее доктрину. В силу этого Папа Франциск неоднократно повторяет, что никого не следует отвергать.

«Очевидно, что не все члены общины являются кандидатами на беатификацию. Даже не все из них находятся в состоянии освящающей благодати. Некоторые много лет живут в грехе, из которого не могут выбраться. Речь идет не только о семейном положении, но также о зависимости от мафии, от коррупции, о членстве в бандах. Но это не значит, что такие люди должны быть отлучены от приходской жизни. Даже если живут в грехе, в неурегулированной ситуации. Если хотя бы как-то они тянутся к Церкви, нужно их принять. Поэтому Папа и называет Церковь полевым госпиталем, где находятся люди погибающие, принесенные из окопов. Душепастыри призваны всех этих людей принять и показать им, что все они любимы Богом», — говорит о. Гертых.

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.