О воскресенье Gaudete за 5 минут

1. Почему третье воскресенье Адвента называется Gaudete?
Название этого воскресенья взято из антифона:
Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
Эти слова взяты из четвертой главы Послания к филиппийцам (Фил 4,4-5). Первое слово антифона звучит на латинском языке «gaudete» и нередко в былые времена разбивалось на три слога «gau-de-te», чтобы подчеркнуть, что нужно обновить в себе радость жизни во Христе, напомнить себе о том, что наше упование наполнено Божьей радостью.

2. Почему мы должны радоваться?
Адвент – это особый период, подготавливающий нас к пришествию Господа, в том числе и второго (поэтому так много в это время литургических чтений, указывающих на приближение конца времен). В третье воскресенье мы уже прошли большую часть пути, ведущего ко встрече с Ним. Цель близка – в этом причина радости.

gaudete1

3. Каков литургический цвет этого дня?
Традиционно используется фиолетовый цвет, символизирующий, что сейчас период покаяния. Или розовый цвет, который призван напомнить нам о радости и о Марии. Начиная с XIII века этот цвет начинает ассоциироваться с Пресвятой Девой, а после распространения Доминиканским орденом молитвы Розария становится одним из символов Богородицы.

4. Первое чтение
Князья его посреди него — рыкающие львы, судьи его — вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости.
Пророки его — люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон.
Господь праведен посреди него, не делает неправды, каждое утро являет суд Свой неизменно; но беззаконник не знает стыда.
Я истребил народы, разрушены твердыни их; пустыми сделал улицы их, так что никто уже не ходит по ним; разорены города их: нет ни одного человека, нет жителей.
Я говорил: «бойся только Меня, принимай наставление!» и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло, какое Я постановил о нем; а они прилежно старались портить все свои действия.
Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля.
Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно.
Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары.
В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей.
Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне.
Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их.
Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима!
Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла.
В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся», и Сиону: «да не ослабевают руки твои!»
Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием.
Сетующих о торжественных празднествах Я соберу.
(Софония 3:3-18а)

5. О чем говорит нам первое чтение?
Это чтение говорит нам в первую очередь о Божьем Милосердии, которое не покидает народ Свой, несмотря на все его прегрешения. Всемогущий Бог видит неправедных князей и судит, видит легкомысленным пророков, но всё-таки стремится посетить Израиль. В этом чтение народ Божий предстает как дщерь Сиона и Израиль. Пророк Софония, передавая слова Господа, подчеркивает, что эта весть о грядущем Спасителе обращена ко всем, вне зависимости от пола и гражданского состояния. Обитающие на Сионе девы напоминают нам о евангельских девах разумных, сохраняющих светильник своей веры до пришествия жениха. Израиль же олицетворяет собой всех мужчин, пастырей и воинов, которые подобно сыну Авраама уповают на Бога и в то же время готовы «прогнать врага».

pope_pink_this-800x500

6. Псалом
Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение.
И в радости будете почерпать воду из источников спасения,
и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его;
пойте Господу, ибо Он соделал великое, — да знают это по всей земле.
Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев.
(Исаия 12:2-6)

7. О чем говорят нам слова псалма?
Слова псалма продолжают тему, начатую первым чтением. Только там речь шла об обетовании Пришествия, а здесь звучит хвала человека, народа, встретившего Бога и пребывающего рядом с Ним. Во многом развитие литургических чтений показывает, как могла бы выглядеть наша ежедневная молитва: призыв Бога обратиться, обещание благословения, наш радостный ответ и, наконец, желание разделить радость с другими людьми. Слова сегодняшнего псалма перекликаются со многими хвалебными песнями Нового Завета, но в первую очередь следует обратить внимание на Хвалебную песнь Богородицы, где говорится о том, что Господь сотворил великое. «Да знают об этом по всей земле», — говорит пророк Исайя. И Святая Дева продолжает эту мысль, упоминая роды родов, боящихся Бога. Здесь снова подчеркивается мысль об универсальности призыва Божьего Милосердия.

8. Второе чтение
Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
(Послание к Филиппийцам 4:4-7)

9. О чем говорит нам второе чтение?
В этом году литургические чтения предлагают нам те самые слова, которые и дали название этому воскресенью. Они напоминают нам не только о том, что жизнь с Богом наполняет нас счастьем и радостью, но и о том, что мы призваны быть свидетелями Его. Короткое чтение говорит нам о том, что Царство Божие уже есть среди нас – «мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».

kaliningrad_10-1024x711

10. Евангельское чтение
И спрашивал его народ: что же нам делать?
Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, —
Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.
Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.
(Евангелие от Луки 3:10-18)

11. О чем говорит нам евангельское чтение?
Мы оказываемся на берегу реки Иордан в толпе людей, пришедших к Иоанну Крестителю. Толпа – это странное состояние человеческой психики, порождающее коллективные мысли и ожидания. Тем не менее, Иоанн обращается не к этому безликому сообществу, а к неким группам людей. Мытарей он не призывает все бросить, оставить свой презираемый всеми труд, но только честно исполнять свой долг. Эти слова возвращают нас к первому чтению, где речь шла о неправедных судьях. Ведь они тоже часть народа Божьего и двери покаяния не закрыты и для них. Войны напоминают нам о князьях пророка Софонии. Для них врата Милосердия открываются не через отказ от присяги, говоря современным языком, а в том, чтобы не превышать свои полномочия. Толпа не только разбивается на отдельные группы, но и на отдельных людей, потому что Иоанн не дает точных конкретных предписаний, как поступать. Он взывает к совести каждого, пришедшего омыться в водах покаяния.
В те времена омовение было привычной практикой покаяния. Омовение совершали паломники, приходившие в Иерусалим и стремящиеся в храм. Иоанн же говорит о том, что этой практики недостаточно. Вторжение Святого Духа в дело покаяния превращает «рутину» в предстояние перед Богом, в котором главную роль играет Господь, а не человек, стремящийся к внутреннему успокоению. Пришествие Мессии должно изменить тех, кто хочет войти в мир, упоминаемый во втором чтении. Покаяние взращивает в нас начаток Царства Небесного, Царства Нового и вечного Завета. Открывающийся нам в покаянии Грядущий Господь сжигает в нас солому, символ греха и суетности мира, чтобы освободить место для нового творения, нового сокровища, не боящегося ни плесени, ни ржавчины. Разве это не повод для радости?

Анна Гольдина

Анна Гольдина
Прихожанка храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Искусствовед, психолог, магистр богословия. Постоянный автор ряда православных и католических журналов. Редактор блога "Тау". Замужем. Мать троих детей.