О воскресенье Gaudete за 5 минут
1. Почему третье воскресенье Адвента называется Gaudete?
Название этого воскресенья взято из антифона:
Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
Эти слова взяты из четвертой главы Послания к филиппийцам (Фил 4,4-5). Первое слово антифона звучит на латинском языке «gaudete» и нередко в былые времена разбивалось на три слога «gau-de-te», чтобы подчеркнуть, что нужно обновить в себе радость жизни во Христе, напомнить себе о том, что наше упование наполнено Божьей радостью.
2. Почему мы должны радоваться?
Адвент – это особый период, подготавливающий нас к пришествию Господа, в том числе и второго (поэтому так много в это время литургических чтений, указывающих на приближение конца времен). В третье воскресенье мы уже прошли большую часть пути, ведущего ко встрече с Ним. Цель близка – в этом причина радости.
3. Каков литургический цвет этого дня?
Традиционно используется фиолетовый цвет, символизирующий, что сейчас период покаяния. Или розовый цвет, который призван напомнить нам о радости и о Марии. Начиная с XIII века этот цвет начинает ассоциироваться с Пресвятой Девой, а после распространения Доминиканским орденом молитвы Розария становится одним из символов Богородицы.
4. Первое чтение
Князья его посреди него — рыкающие львы, судьи его — вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости.
Пророки его — люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон.
Господь праведен посреди него, не делает неправды, каждое утро являет суд Свой неизменно; но беззаконник не знает стыда.
Я истребил народы, разрушены твердыни их; пустыми сделал улицы их, так что никто уже не ходит по ним; разорены города их: нет ни одного человека, нет жителей.
Я говорил: «бойся только Меня, принимай наставление!» и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло, какое Я постановил о нем; а они прилежно старались портить все свои действия.
Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля.
Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно.
Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары.
В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей.
Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне.
Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их.
Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима!
Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла.
В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся», и Сиону: «да не ослабевают руки твои!»
Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием.
Сетующих о торжественных празднествах Я соберу.
(Софония 3:3-18а)
5. О чем говорит нам первое чтение?
Это чтение говорит нам в первую очередь о Божьем Милосердии, которое не покидает народ Свой, несмотря на все его прегрешения. Всемогущий Бог видит неправедных князей и судит, видит легкомысленным пророков, но всё-таки стремится посетить Израиль. В этом чтение народ Божий предстает как дщерь Сиона и Израиль. Пророк Софония, передавая слова Господа, подчеркивает, что эта весть о грядущем Спасителе обращена ко всем, вне зависимости от пола и гражданского состояния. Обитающие на Сионе девы напоминают нам о евангельских девах разумных, сохраняющих светильник своей веры до пришествия жениха. Израиль же олицетворяет собой всех мужчин, пастырей и воинов, которые подобно сыну Авраама уповают на Бога и в то же время готовы «прогнать врага».
6. Псалом
Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение.
И в радости будете почерпать воду из источников спасения,
и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его;
пойте Господу, ибо Он соделал великое, — да знают это по всей земле.
Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев.
(Исаия 12:2-6)
7. О чем говорят нам слова псалма?
Слова псалма продолжают тему, начатую первым чтением. Только там речь шла об обетовании Пришествия, а здесь звучит хвала человека, народа, встретившего Бога и пребывающего рядом с Ним. Во многом развитие литургических чтений показывает, как могла бы выглядеть наша ежедневная молитва: призыв Бога обратиться, обещание благословения, наш радостный ответ и, наконец, желание разделить радость с другими людьми. Слова сегодняшнего псалма перекликаются со многими хвалебными песнями Нового Завета, но в первую очередь следует обратить внимание на Хвалебную песнь Богородицы, где говорится о том, что Господь сотворил великое. «Да знают об этом по всей земле», — говорит пророк Исайя. И Святая Дева продолжает эту мысль, упоминая роды родов, боящихся Бога. Здесь снова подчеркивается мысль об универсальности призыва Божьего Милосердия.
8. Второе чтение
Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
(Послание к Филиппийцам 4:4-7)
9. О чем говорит нам второе чтение?
В этом году литургические чтения предлагают нам те самые слова, которые и дали название этому воскресенью. Они напоминают нам не только о том, что жизнь с Богом наполняет нас счастьем и радостью, но и о том, что мы призваны быть свидетелями Его. Короткое чтение говорит нам о том, что Царство Божие уже есть среди нас – «мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».
10. Евангельское чтение
И спрашивал его народ: что же нам делать?
Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, —
Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.
Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.
(Евангелие от Луки 3:10-18)
11. О чем говорит нам евангельское чтение?
Мы оказываемся на берегу реки Иордан в толпе людей, пришедших к Иоанну Крестителю. Толпа – это странное состояние человеческой психики, порождающее коллективные мысли и ожидания. Тем не менее, Иоанн обращается не к этому безликому сообществу, а к неким группам людей. Мытарей он не призывает все бросить, оставить свой презираемый всеми труд, но только честно исполнять свой долг. Эти слова возвращают нас к первому чтению, где речь шла о неправедных судьях. Ведь они тоже часть народа Божьего и двери покаяния не закрыты и для них. Войны напоминают нам о князьях пророка Софонии. Для них врата Милосердия открываются не через отказ от присяги, говоря современным языком, а в том, чтобы не превышать свои полномочия. Толпа не только разбивается на отдельные группы, но и на отдельных людей, потому что Иоанн не дает точных конкретных предписаний, как поступать. Он взывает к совести каждого, пришедшего омыться в водах покаяния.
В те времена омовение было привычной практикой покаяния. Омовение совершали паломники, приходившие в Иерусалим и стремящиеся в храм. Иоанн же говорит о том, что этой практики недостаточно. Вторжение Святого Духа в дело покаяния превращает «рутину» в предстояние перед Богом, в котором главную роль играет Господь, а не человек, стремящийся к внутреннему успокоению. Пришествие Мессии должно изменить тех, кто хочет войти в мир, упоминаемый во втором чтении. Покаяние взращивает в нас начаток Царства Небесного, Царства Нового и вечного Завета. Открывающийся нам в покаянии Грядущий Господь сжигает в нас солому, символ греха и суетности мира, чтобы освободить место для нового творения, нового сокровища, не боящегося ни плесени, ни ржавчины. Разве это не повод для радости?
Анна Гольдина