Об итальянском кино – начистоту

Пока весь мир обсуждает итоги  кинематографических конкурсов – «Оскар» и «Берлинале 2015», в Санкт-Петербург прошел кинофестиваль «Из Венеции в Санкт-Петербург», который стал уже хорошей традицией для жителей нашего города. В четвертый раз зрители Северной столицы удостоились возможности познакомиться с культурой и кинематографом Италии через фильмы, представленные на кинофестивале. Но сегодня мы бы хотели поговорить не столько о самом кино, сколько о его проблемах, которые есть как в итальянском, так и русском кинематографе, а также о том, какие фильмы представили  «Образ Италии» в Санкт-Петербурге.

Перед открытием кинофестиваля состоялась пресс-конференция, на которой присутствовали Генеральный консул Италии Леонардо Бенчини, директор Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге Редента Маффеттоне,  режиссер фильма «Женщины – легенды. Софи рассказывает о Лорен» Марко Спаньоли, режиссер фильма «Суп дьявола» Давиде Феррарио и др.

Во время конференции обсуждались многие темы, но мы бы хотели рассказать о самых интересных, которые могут познакомить петербуржского зрителя с современным итальянским кино без просмотра фильма, а просто рассказом от тех людях, которые делают это кино.

fest_03

Как известно, с момента появления кинематографа было создано много киношкол: российская, польская, итальянская и др., которые создавали свой язык, манеру и стиль в мировой киноиндустрии. Но не во всех странах эти школы сохранились, несмотря на свой огромный вклад в мировое искусство. Многие из них стали визитной карточкой страны, представляющей кинематограф, «шаблоном», который действует до сих пор. Этому и подвержен итальянский кинематограф. Давиде Феррарио высказал на этот счет своё мнение:

-Мы, итальянские кинематографисты, имеем на сегодня как плюсы, так и минусы. Наши плюсы — это богатые традиции итальянского кино, узнаваемость наших прославленных режиссеров. А минус в том, что мы каждый раз должны доказывать, что нынешние режиссеры не хуже, чем гении итальянского кино. Проблема ещё в том, что раньше итальянское кино было связано с обществом, которого сейчас уже нет. Началось это ещё в 80-х гг. прошлого века, когда общество было больше эмиграционное, итальянцы ездили работать в другие страны. А сейчас, наоборот, люди едут работать в Италию. И многие иностранцы думают, что до сих пор есть Федерико Феллини, и всё ещё играет Софи Лорен. В этом и заключается проблема:  сейчас тяжело снимать фильмы и для иностранцев, и для итальянцев. Но мы пытаемся делать хорошее кино, и в прошлом году фильм Паоло Соррентино «Великая красота» был удостоен  «Оскара». Это как раз образец того, как можно создать современный фильм, перемешав его с традицией Ф.Феллини.

К сожалению, такие же проблемы есть сейчас и в нашей стране: российский кинематограф хорошо знает российский зритель, а вот за пределами страны наши фильмы мало кому известны. Если раньше представители итальянской и российской киношкол были знакомы лично, то сегодня они знают друг о друге только по фильмам. Марко Спаньоли  отметил на конференции:

- Несмотря на то, что я занимаюсь организацией фестивалей, состою в «Оскаровской» Академии кинематографии, и моя работа заключается в том, чтобы смотреть фильмы, я не видел фильмы, которые сейчас идут в российском прокате. В Италии знают российских актеров, особенно тех, которые снимаются у разных иностранных режиссеров. А из современных фильмов сейчас известен только «Левиафан», потому что мы смогли с ним познакомиться благодаря фестивалям.  

fest_02

Одним из них и стал фестиваль «Из Венеции в Санкт-Петербург», на котором были представлены фильмы, показывающие современный итальянский кинематограф. Большую часть этих фильмов составляли документальные кинокартины: «Женщины-легенды. София рассказывает о Лорен» (М.  Спаньоли), «Суп дьявола» (Д. Феррарио), «Италия за один день» (Г. Сальваторес) и др. Это связано не только с тем, что зрителю хотят показать современный кинематограф Италии  и Италию, какая она есть на самом деле, но и с тем, что современную культуру охватил документализм. Ведь самые распространенные  видео, которые просматриваются миллионами людей во всем мире – это документальное видео с домашних видеокамер, с мобильных девайсов. И мировой кинематограф не отстает от современных тенденций, выпуская в последнее время множество документальных полнометражных кинокартин. В этом плане итальянская киноиндустрия идет в ногу со временем.

Давиде Феррарио во время беседы сказал, что посредством документального кино, на которое возлагают большие надежды, мы можем вновь возродить итальянское кино. Но стоит отметить, что вцелом итальянский кинематограф сейчас не в упадке, а даже напротив – набирает обороты.

Марко Спаньоли отметил:

- Итальянское кино сейчас очень популярно. Конечно, мы не выпускаем блокбастеры, это зависит, в том числе, и от финансирования. Тем не менее я много общаюсь с разными людьми, и они вспоминают и говорят о современном итальянском кино. Поэтому я могу с полной уверенностью сказать, что современное итальянское кино очень популярно.

fest_01

Нельзя не согласиться с Марко Спаньоли, что действительно итальянское кино сейчас довольно популярное, хотя и переживает некоторые трудные моменты, особенно в техническом плане. Но стоит вспомнить классиков итальянского кинематографа и поймешь, что итальянская культура очень интеллектуальна и своеобразна. Она никогда не гналась за модой, она создавала её. Несмотря на то, что кинофестиваль «Из Венеции в Санкт-Петербург» уже завершил свою работу, он смог показать нам современный кинематографический «Образ Италии» с документальным, биографическими и художественными фильмами, ставшими уже достоянием Италии. И то, что уже в четвертый раз жители северной столицы могут наслаждаться итальянским кино, говорит о его  востребованности и заинтересованности зрителей этой страной и её культурой, такой близкой по духу русскому человеку.

Екатерина Савельева

Екатерина Савельева
Прихожанка храма Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Культуролог, фотограф, режиссер. Автор статей о современной культуре. Победительница и лауреат конкурсов в области социальной рекламы и современного искусства.