Истории бывших кардиналов

Хотя шотландский архиепископ Кит Майкл Патрик о’Брайен лишился всех прав и привилегий, связанных с кардинальским достоинством (то есть права участвовать в конклаве и консисториях),  формально он сохранил сам кардинальский  титул. Впрочем, это именование остается  ничего не значащим  «декоративным элементом».  Кардинал о’Брайен пополнил список из 23 кардиналов, утративших этот статус с XV в. по настоящее время.  Список из легитимных и нелегитимных кардиналов, которые в силу различных обстоятельств утратили этот титул  в период с 1440 г. опубликовал итальянский  блог Il Sismographo,  авторы которого использовали документы, предоставленные Сальвадором Миранда.

cardinal_O’Brien

Псевдо-кардиналы, монах и герцог Валентинуа

Список открывают имена четырех кардиналов, живших в XV столетии: это Иоганн Грюнвальдер, Оттон де Сонкада и де Луна, Викентий Кот Дембна и Бартоломео Вителлески. Они считаются «псевдо-кардиналами», поскольку были возведены в это достоинство антипапой Феликсом V. Случай с юным Ардичино делла Порте иной. Он стал кардиналом в  марте 1489 г., но три года спустя удалился в камальдолийскую обитель с позволения Папы. Однако из монастыря его призвали для участия в конклаве, избравшем на Святейший престол Родриго Борджиа – Папу Александра VI. Вскоре Ардичино заболел и умер. Лист «бывших» кардиналов XV в. замыкает незаконнорожденный сын Папы Александра – Чезаре Борджиа. Отец последовательно делал его епископом, архиепископом и, наконец, в 1493 г. – кардиналом. Через пять лет Чезаре попросил у отца позволения оставить духовный сан, что ему и было позволено.

«Слишком большая честь для меня»

Фердинандо Медичи, пятый сын Козимо Медичи, великий герцог Тосканский, стал кардиналом в нежном возрасте 14 лет и оставался им даже после наследования титула Великого герцога. Однако от кардинальской шапки ему пришлось отказаться ради того, чтобы взять в жены Кристину Лотарингскую в 1589 г. Альбрехт Австрийский, сын императора Максимилиана II , был возведен в сан кардинала в 1577 г. в возрасте 18 лет. Он никогда не стремился к духовной карьере и принятие духовного сана никак не отразилось на его жизни. История Фернандо де Толедо Оропеса совершенно иная. Он получил кардинальское достоинство от Папы Григория XIII по просьбе короля Испании Филиппа II во время консистории в 1578 г. Толедо отказался от кардинальской шапки, сказав, что это слишком большая честь для него. Папа согласился. Толедо умер в 1590 г., произнося проповедь.

cardinal_02

Женитьба вместо кардинальской шапки

Список «бывших» кардиналов XVII столетия открывает Маурицио Савойский, начавший церковную карьеру ребенком, ставший епископом Верчелльским и кардиналом в 15 лет в 1607 г. Он принимал участие в конклаве 1623 г., на котором Папой был избран Урбан VIII. В 1642 г. Маурицио отказался от духовного сана, чтобы жениться на Людовике Савойской. Фердинандо Гонзага также стал кардиналом довольно рано – в 1607 г., когда ему исполнилось  20 лет. Любитель роскоши и развлечений, он сложил духовный сан в 1616 г., чтобы унаследовать титул герцога Мантуанского. Камилло Франческо Мария Памфилий, племянник Иннокентия Х, стал кардиналом в 1644 г., а в 1647 г. сложил сан, чтобы жениться на Олимпии Альдобрандини, княгине Россано и вдове Паоло Боргезе. Ян Казимир Ваза, второй сын Сигизмунда III, после участия в Тридцатилетней войне вступил в Общество Иисуса и получил кардинальскую шапку по желанию Иннокентия Х. Тем не менее, в 1648 г. он получил от папы диспенсацию, чтобы занять польский трон и жениться на вдове короля Владислава IV в 1648 г. Франческо Мария Медичи был назначен кардиналом в 1686 г., а в 1709 г. получил папскую диспенсацию, чтобы жениться на юной Элеоноре Луизе Гонзага против ее воли. При этом бывший кардинал вследствие распутного и нездорового образа жизни находился в ужасном физическом состоянии. Последним «бывшим» кардиналом XVII столетия оказался Ринальдо д’Эсте, сложивший духовный сан ради того, чтобы унаследовать фамильный титул в 1695 г. и продолжить династию  д’Эсте.

Обдуманные и вынужденные решения

Первым, кто отказался от кардинальского достоинства в XVIII столетии, был Габриэле Филипуччи, которого сделали кардиналом против его воли в 1706 г. Филипуччи немеделнно представил папе Клименту XI прошение о сложении сана, которое понтифик спустя какое-то время удовлетворил. Кардинал Антонио Хайме де Бурбон и Фарнезио получил титул в возрасте всего лишь восьми лет. Когда молодому человеку исполнилось 27, он был лишен кардинальской шапки из-за распутного образа жизни, несовместимого с церковным служением. История Винченцо Мария Альтьери более драматична. Он был кардиналом с 1777 г. и протодиаконом и камерленго с 1798 г., когда в Рим вошли наполеоновские войска и провозгласили республику. Папа Пий V был увезен во Францию, а Альтьери тяжело заболел. Его заключили под стражу в один из монастырей, где вынудили сложить кардинальский сан. Похожая судьба постигла кардинала Томмазо Античи, которого французы вынудили сложить сан «ввиду преклонного возраста и болезни».  Наконец, знаменитый француз Этьен-Шарль де Ломени предпочел политическую карьеру кардинальской шапке и стал президентом Ассамблеи нотаблей. В 1793 г. де Ломени отказался и от кардинальского сана, и от католической веры. 

cardinal_03

Отказываюсь быть кардиналом, чтобы стать иезуитом

В XIX столетии от кардинальского достоинства отказывались лишь дважды. Марино Карафа ди Бельведере, которого в 1801 г. сделал кардиналом Пий VII, через шесть лет отказался от сана, чтобы вступить в права наследования. В этот же период Карло Одескальки, ставший кардиналом и архиепископом Феррары  в 1823 г. и принимавший участие в трех конклавах, в 1837 г. отказался от кардинальских прав и  привилегий ради того, чтобы присоединиться к иезуитам. В 1840 г. он вступил в Орден и год спустя умер, почитаемый святым. В XX в. кардиальский титул сложил лишь один человек – теолог-неотомист Луи Билло. Он был вынужден сложить кардинальские полномочия из-за работы с движением «Католическое действие», осужденным Святейшим престолом. Шотландец Майкл Патрик о‘Брайен – первый «бывший» кардинал XXI в., отказавшийся не от титула, но лишь от прав и привилегий кардинала.

Андреа Торнелли, Vatican Insaider

Перевод Анастасии Паламарчук

 

Анастасия Паламарчук
Прихожанка храма св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге, органистка. Доктор исторических наук, историк- медиевист.