Пять мифов о святом Фоме

Кажется, что святой Фома Аквинский – не только один из самых популярных святых, но и самый известный. Это только видимость. Пять распространённых мифов об Аквинате разрушает хрупкая девушка и историк-медиевист Анастасия Паламарчук.

1. Святой Фома был тучным и неповоротливым, и за это его дразнили товарищи в университете.
Конечно, в нашем распоряжении не осталось выкроек хабита Сицилийского быка, которые позволили бы реконструировать точные физические параметры святого. Возможно, легенда о тучности объясняется тем, что на облик жителей южной Италии в свое время повлияло нашествие нормандцев – людей, по тогдашним европейским масштабам, очень крупных. Кроме того, в период Средневековья отношение к полноте было совершенно иным, нежели сегодня. Упитанного человека считали счастливцем, ведь пухлые щеки говорили, что в его доме и зимой, и летом достаточно пищи. Человек округлых форм считался здоровым и красивым. На канонизационном процессе свидетели сообщали, что он был человеком «высоким и статным». Ну а студенты… студенты всегда найдут повод для развлечений.

2. В своей семье святой Фома был единственным религиозным человеком.
Это не совсем так. Всего у родителей будущего святого было по меньшей мере три брата и пять сестер. Самый старший, Эймон отправился в Святую землю (как по религиозным причинам, так и по любви к авантюрам), но был взят в плен вассалом короля Кипра. Для выкупа Эймона в 1233 г. понадобилось ходатайство самого папы Григория IX, которому наследник семьи Аквино служил до конца жизни. Второй сын, Ринальдо, в юности отправился служить императору Фридриху II, но в 1245 г., когда Иннокентий IV объявил последнего лишенным императорского титула, перешел на сторону понтифика. В 1246 г. Ринальдо попал в плен к вассалам императора и был казнен по обвинению в измене и заговоре. Именно Ринальдо стал для семейства Аквино героем, а некоторые, включая самого Фому, считали его настоящим мучеником за веру. Маротта, старшая из сестер, стала настоятельницей монастыря в Капуе. Другая сестра, Теодора, вышла замуж, ее сын позднее вступил в Доминиканский орден и активно участвовал в канонизации своего дяди.

3. Всю жизнь святой Фома молчал, сидел в своей келье и писал книги.
На самом деле, после более пристального знакомства с биографией святого возникает вопрос: когда ему удавалось написать столь многочисленные труды при огромной академической нагрузке? Действительно, в наше время покровительство св. Фомы особенно актуально для вузовских преподавателей, вынужденных совмещать аудиторные часы и выполнять план по науке. Фома Аквинский преподавал в течение всей жизни, а на структуру его трудов и способ организации текста повлияла именно практика в аудитории. Кроме того, он был выдающимся проповедником. Неоднократно Аквинат назначался конвентуальным лектором, в обязанности которого входило наставление и проповедь братьям в формации; в 1260 г. в Неаполе он был назначен генеральным проповедником провинции, а в 1265 г. папа Иннокентий IV призывает Фому на должность теолога папского дома (как известно, и по сей день ее неизменно занимают доминиканцы). Будущий святой понимал значимость достойной формации молодых доминиканцев и охотно проповедовал им. Его любимым детищем был недавно созданный studium в монастыре Санта-Сабина в Риме, где сейчас находится генеральная курия Ордена. Современный Понтификальный университет Angelicum является наследником того самого studium. Наконец, Фома участвовал в богословской полемике по самым разным поводам – от организации жизни нищенствующих братьев до дискуссий об аверроизме и Непорочном зачатии.

4. Святой Фома не любил женщин.
Вернее будет сказать, что в течение жизни Аквинату не выпало возможности с ними пообщаться. Для человека, постоянно находившегося в мужской монашеской компании, рассуждения о женской природе были куда менее насущными, чем вопросы о способностях и воле Бога. Говоря об «ущербности» женской природы, недостаточности ее ума и, следовательно, подчиненном положении в обществе он следует за Аристотелем и повторяет вполне общее место для своей эпохи о том, что «женщина – это неудавшийся мужчина». Он признает, что иногда на свет появляются женщины, наделенные разумом и мудростью, и тогда их долг – учить и наставлять своих домашних. В отличие от таких знаменитых доминиканцев, как Иордан Саксонский, Гумберт Романский, Раймунд Капуанский и другие, св. Фома никогда не занимался душепастырством сестер-доминиканок. Со своими родными сестрами святого связывали вполне теплые отношения – в доме Теодоры он останавливается незадолго до смерти, с родственницами переписывается и дает советы по ведению хозяйства.

5. В отличие от других святых святой Фома не совершал чудес.
Это не так. Например, одно из чудес св. Фомы побуждает обращаться к нему в случае внезапной зубной боли. Однажды утром магистр из Аквино обнаружил, что разболевшийся зуб мешает ему говорить, а лекция начинается совсем скоро! Фома не побежал к стоматологу (ибо, как известно, отличался благоразумием), помолился, и к началу лекции зуб благополучно выпал сам. Один из свидетелей на канонизации рассказал, как во время первого перезахоронения Аквината братья «позаимствовали» у местного крестьянина двух его мулов. Недовольный крестьянин проворчал: «Вот уж эти доминиканцы, совсем за…. замучили со своим Фомой! Пусть уже убираются скорее!» — и тут почувствовал, как отнимается правая рука. Пришлось идти и поклониться останкам святого: рука тут же снова начала двигаться. Материалы канонизационного процесса содержат описания многочисленных исцелений, происходивших на могиле св. Фомы практически сразу после его смерти. Однако несколько опрошенных свидетелей сообщают, среди прочего, о таком чуде: ни в одном из многочисленных диспутов св. Фома …. ни разу не употребил по отношению к своим оппонентам ни одного бранного слова. Воистину это чудо из чудес!

Анастасия Паламарчук

Анастасия Паламарчук
Прихожанка храма св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге, органистка. Доктор исторических наук, историк- медиевист.