Андерсен. Елка

В одной популярной песне, посвященной Рождеству, есть слова о том, что «Рождество – это время надежд и любви торжество». Радостное ожидание прихода в мир Спасителя нередко связано у нас и с надеждой на то, что в жизни что-то изменится в лучшую сторону, что придет успех, благополучие, финансовый достаток. Дети мечтают о подарках и сладостях. Порой эти самые ожидания и мечты мешают нам благодарить за то, что мы имеем сейчас. То, что наполняет наше повседневное существование и потом, по прошествии множества лет, вполне возможно, будет восприниматься как чудо.

Сказочник, который лучше многих понимал дух Рождества, Ганс Христиан Андерсен написал несколько историй, посвященных этому празднику. Одна из них «Елка». История о лесной красавице, буквально с первых побегов мечтавшей оказаться в центре рождественского праздника.

Эта история была рассказана на кухне в доме друзей. Сам Андерсен говорил: «У меня масса материала, иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни!» И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них». Придя к друзьям в Сочельник, Ганс Христиан, как всегда, был окружен детьми и увлечен ими со «взрослой половины», наполненной разговорами о политике и судьбах мира, в мир детских игр и фантазий, историй с удовольствием принимаемых прислугой и детьми.

christmas-morning

Рождественская елка, которая в те времена стояла в прекрасном зале всего один день, стала поводом для создания новой истории, ее и сказкой-то назвать сложно. Пройдет совсем немного времени и российская учительница напишет стихи, без которых не обходится ни один новогодний праздник, — «В лесу родилась елочка». Однако, в отличие от Андерсена, она не поинтересуется, что же будет с этой елочкой дальше. Ганс Христиан задается вопросом не только о том, где окажется елка после праздника, но и о ее чувствах и переживаниях, словно перед нами не дерево, а человек.

Все мы стремимся в детстве стать взрослыми. А живший в бедной семье, воспитанный амбициозным, но неудачливым отцом, сам Андерсен еще и стремился к славе. Когда мать попыталась обучить его хоть какому-то ремеслу, он возмутился, сказав, что это будет непоправимый грех. Ганс Христиан видел свое призвание на театральных подмостках, в написании стихов. И в результате прославился как великий сказочник, при жизни увидевший поставленный ему памятник. Стойкий оловянный солдатик украсил одну из улиц его родного Оденса.

История маленькой елочки, мечтавшей о великой славе, о том, чтобы стоять в центре комнаты на виду у всех, была близка сердцу сказочника. Он тоже мечтал вырваться из привычной обстановки. Многие поражались его напористости и уверенности в себе. Он все ждал момента, когда сам станет высокой и прекрасной елкой, которую срубят и повезут в город. Стремясь попасть в театральную среду, оказаться на сцене, Андресен постучался во множество дверей. Словно ветер молодое дерево, неудачи порой прижимали его к земле, но он снова и снова распрямлялся.

Ганс Христиан всего достиг: славы, почета, уважения и достояния. Но как сам он говорил: «Я заплатил за сказки слишком большую, непомерную цену. Отказался ради них от личного счастья, упустил то время, когда воображение должно уступить место действительности». Человек, который безмерно любил детей, так никогда не увидел своих. Мало того, ни одна женщина так и не услышала от него предложение руки и сердца. Андерсен во многих влюблялся. Многие становились его музами и предметом тоски, но … Нередко говорят, что он умер в одиночестве, как и елка из его сказки. Только это не соответствует действительности. Андерсен умер в доме своих друзей Морица и Доротеи Мельхиор.

elisabeth

Мориц тоже был удивительным человеком. Его отец был кожевником, приехавшим из Германии в Данию. Мельхиор, как и Андерсен, мечтал о великом будущем. И, надо сказать, что он весьма многого добился. Мориц стал одним из первых евреев-членов парламента Дании. Если учесть, что в те времена в Скандинавии иудеи считались людьми второго сорта, то это было невероятное достижение. В дневнике сказочника мы находим такую запись: «Там была элегантная публика, но я с грустью отметил, что не вижу тут сыновей народа, давшего нам Мендельсона, Халеви и Мейербера, чьи блестящие музыкальные сочинения мы слушаем сегодня. Я не встретил в зале ни одного еврея. Когда же я высказал свое недоумение по этому поводу, то, к своему стыду — о, если бы мои уши обманули меня! — услыхал в ответ, что для евреев вход сюда воспрещен. У меня осталось тяжелое впечатление об унижении человека человеком, об ужасающей несправедливости, царящей в обществе, религии и искусстве».

Интересно, что на последнее Рождество Андерсена специально для него Доротея Мельхиор устанавливает в доме елку. Если учесть, что семья Мельхиор была религиозна и дала иудейской общине Дании несколько раввинов, то можно понять насколько сильно Доротея и Мориц ценили своего талантливого друга.

Сказка «Елка», как и большинство произведений датского писателя, наполнена символизмом, в котором отражается не только жизнь Андерсена, но и множество чаяний, присущих всем людям. Вот она смотрит на своих более старших подруг, отправляющихся на санках в город. И ей так хочется поскорее вырасти, чтобы и ее срубили. Елочка еще так мала, что даже зайцы перепрыгивают через нее. Как это напоминает путь каждого из нас, любого малыша, который торопит время, чтобы стать взрослым. Стройная и юная молодая ель мечтает о славе и почете. Как юной девушке ей кажется, что счастье за углом. Но когда наступает час славы, оказывается, что он столь скоротечен, что не стоит всех последующих страданий. Ни долгой зимы на пыльном чердаке, ни того, чтобы погибнуть расколотой на щепки и брошенной в костер.

Оказавшись в одиночестве среди мышей и крыс, елка начинает ценить то, что уже безвозвратно потеряно – времена своей юности в лесу. Он напоминает женщин, отчаянно стремящихся в юности к высоким достижением, будь то замужество раньше всех подруг или великолепная карьера. Проходит много лет, прежде чем они оглядываются назад, чтобы разглядеть то, что было безвозвратно утеряно.

А еще в это истории кроется и рассказ о евангельском персонаже, Марии Магдалине. Вернее, о целых двух женщинах, встречаемых в Евангелии и связываемых с именем Магдалины. Одна из них приходит в дом фарисея, чтобы омыть Христу ноги. Все знают неправедный род ее занятий и все-таки Господь позволяет ей прикоснутся к Себе. Андерсен, как утверждают историки, нередко бывал в публичных домах, особенно в Германии. Будучи человеком глубоко религиозным, он каждый раз тяжело переживал свое падение. Однако знакомство с миром падших, как тогда говорили, женщин придавало новые оттенки его творчеству. Он хорошо понимал, как тяжело эти стремившиеся к вниманию мужчин и деньгам дамы переживают приближающуюся старость, которая выбрасывает их на обочину жизни. Тут-то они и начинают сожалеть об утерянном. Говоря о страданиях расколотой на щепки и гибнущей в огне ели, Андерсен напоминает о раскаянии как о силе очищения и преображения. Силе, причиняющей страшную боль, но ведущей к новой жизни. Умирая, елочка с надеждой смотрит на звезду из бумаги, которую сняли с ее веток, приколотую к груди одного из детей. В этой звезде, которая в праздник символизировала вифлеемскую звезду, собрана вся надежда на прощение и жизнь вечную. В очистительном пламени, с треском разрывающем воспоминания и сожаления елочки, Андерсен слышит слова прощения и очищения. Как и многие христиане того времени, Ганс Христиан размышляет о Божьем Милосердии, о Христе, принимающем Своих детей, протягивающем им руки. Не зря же именно в это время друг и соотечественник Андерсена Бертель Торвальдсен создает знаменитую скульптуру «Христос», с руками раскрытыми словно для объятий. В последствии именно это фигура послужит прототипом для знаменитого Христа в Рио-де-Жанейро. К ней будут обращаться и русские художники. Например, Александр Иванов будет писать образ Иисуса для картины «Не прикасайся ко Мне» с работы датского скульптора. Картина Иванова напоминает нам о событиях, произошедших после Воскресения. Господь является Марии Магдалине, но просит не прикасаться к Нему, пока Он не взошел к Отцу.

238a5b9859d8

Образ Марии Магдалины, несчастной женщины, одержимой бесами и освобожденной Христом, скрывается и в сказке про рождественскую елку. Лесную красавицу, жаждущую славы, одолевает множество бесов. Это бесы гордыни и тщеславия, бесы зависти и корысти … За ними она не видит красоты окружающего ее мира. Не испытывает благодарности за все происходящее вокруг. Лесная красавица, подобно одержимой Магдалине, живет в призрачном мире соблазнов и горечи. Она ничему не радуется. Ее взгляд все время устремлен в будущее, но в нем нет никакой надежды, потому что она думает только о себе. Все ее истории и размышления начинаются со слова «я». Иисус приходит, чтобы спасти Марию Магдалину. Но точно также Он приходит в рождественский день и к елочке. Она стоит нарядная, украшенная свечами и подарками, по центру зала, но нет в ее сердце благодарности. Елочка не желает послужить этим детям, которые снимут сладости с ее ветвей, не желает порадовать взрослых. Все ее внимание устремлено на нее саму. Поэтому она пропускает самое главное в празднике – приход Младенца. Судя по описанию праздничного вечера, разглядеть приход Господа, действительно, сложно. Андерсен никогда не рассказывает историй со сразу читаемой моралью. Иисус присутствует в заботе, тепле и радости, наполнивших дом в этот вечер. Только в отличии от Магдалины, искавшей исцеления, самовлюбленной елке совсем не до этого. Поэтому она гибнет в пламени, издавая стоны сожаления и тоски. Раскаяние приходит к ней слишком поздно!

Есть еще один образ, который незримо присутствует в этой сказке. Образ служения Богу. Когда-то скромная кармелитка из Лизье тоже писала об этом. Только в ее записях присутствует  не елка, а мячик. Св. Тереза говорит, что может быть мячиком в руках Младенца Иисуса и ни слова ропота не произнесут ее уста и сердце, когда Малыш бросит этот мячик, чтобы взяться за другую игрушку. Датскому писателю было хорошо известно это состояние. Ведь свое творчество он считал ответом Богу. Когда наступали периоды, в которые он не мог писать и ощущал себя иссохшей рекой, он страшно страдал. Ганс Христиан ощущал себя как елка, брошенная на темном чердаке. Только в отличии от нее он, подобно св. Терезе, умел благодарить Бога за то, что у него уже есть и то, чем Бог наполнил его жизнь.

Анна Гольдина

 

Анна Гольдина
Прихожанка храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Искусствовед, психолог, магистр богословия. Постоянный автор ряда православных и католических журналов. Редактор блога «Тау». Замужем. Мать троих детей.