Обновляющая энергия образования

Все мы, католики матерые и католики начинающие, привыкли говорить о том внимании, которое католическая Церковь традиционно уделяла вопросам образования. Куда меньше мы знаем о том, как формируется позиция Цекрви по вопросам образования, поэтому сегодня хотелось бы сказать несколько слов именно об этом.

Конгрегация католического образования (образовательных институтов) несколько менее известна, нежели другие аналогичные институты Ватикана. Однако именно она занимается разработкой принципов, которых будут придерживаться в своей работе сотни и тысячи католических школ и университетов по всему миру. В 2011 г. состоялась пленарная ассамблея Конгрегации, на которой папа Бенедикт XVI призвал ее членов начать подготовку к юбилею двух документов, определявших направление развития католического образования в последние десятилетия. В 2015 г. исполняется  50 лет со времени издания декларации Gravissimum Educationis и 25 лет апостольской конституции  Ex Corde Ecclesiae, посвященной миссии католических университетов.  Подготовка к юбилею должна была заключаться в более глубоком осмыслении вызовов современного мира, на которые призвано отвечать католическое образование.

education_01

Результатом работы комиссии Конгрегации католического образования стал рабочий документ «Образование сегодня и завтра: обновляющая энергия».  О чем же в нем говорится? Приведу лишь избранные цитаты из обширного текста, полностью ознакомиться с которым можно на официальном сайте Святейшего престола.

«В школах и университетах человек учится самой жизни, достигает культурного роста, укрепляется в призвании и вовлекается в служение общему благу; школы и университеты дают возможность научиться пониманию современности и мыслить о будущем общества и всего человечества. В основе католического образования – духовное наследие христианства, которое является частью диалога с мировым культурным наследием и достижениями науки. Католические школы и университеты – это образовательные сообщества, в которых обучение интегрировано с научными исследованиями, философией и реальным жизненным опытом».  

Далее документ говорит о таких принципах католического образования, как уважение к личности учащегося и его индивидуальным талантам, сочетание когнитивного, научного, социального, духовного, этического и профессионального аспекта в обучении, сотрудничество и солидарность.

«Обучение – это не только накопление знаний. Это направленность на самообразование, на нравственный рост и на служение общему благу. Обучение позволяет студентам раскрывать свой творческий потенциал, стреиться к постоянному повышению своего образовательного уровня, становиться более открытыми по отношению к окружающим. Процесс обучения должен давать студентам возможность открыть свое сердце и ум для постижения тайны и чуда мироздания и природы, для сознательности и ответственности по отношению к творению, для познания бесконечности Создателя».

 «Преподавание и учеба —  это <…> отношения, в которых участвует не только обучающий и воспринимающий разум, но участвуют две личности. Отношения учителя и ученика не могут сводиться исключительно к техническим, профессиональным отношениям. Они должны питаться взаимным уважением, доверием, уважением и дружбой».

education_02

Перед католическими школами и университетами, по мнению авторов документа, стоят следующие вызовы:

- Вызов идентичности. Многообразие культур, носителями которых являются школьники, студенты и их наставники, может существовать в рамках идентичности, основанной на трех столпах: Евангелии, авторитете и  свободе.

- Вызов для католических школ. Он заключается, прежде всего в том, чтобы глубоко верующие учителя, находящиеся в постоянной духовной и профессиональной формации, устанавливали со своими подопечными и их семьями такие отношения, которые сами по себе становились бы способом евангелизации.

- Вызов диалога. Речь идет о таком общении между педагогами и студентами, которое с одной стороны было бы лишего излишего авторитаризма, но с другой – давало молодым людям возможность обрести достойного наставника, способного не только передать знание, но и давать свидетельство христианской жизни.

- Вызов обучающегося общества. Сегодня образование не сводится к посещению школ и университетов; иные способы получения информации все более доступны и постепенно начинают доминировать. Поэтому школы и университеты призваны формировать своего рода обучающую среду, которая была бы способна противостоять давлению медиа.

- Вызов интегрального обучения. Современному человеку необходимо не только получить определенный объем профессиональной информации, но и развивать свою творческую, коммуникативную, эмоциональную и физическую стороны. Словом, католические учебные заведения призваны заниматься развитием личности в целом.

- Вызов ограниченных средств и ресурсов. Он заключается в поиске путей для того, чтобы католические школы и университеты, не получая финансирования от государства, могли обеспечить достойную зарплату преподавателям и достойные условия для учебного процесса.

- Вызов пастырской работы. В условиях, когда все меньше семей регулярно посещают Церковь, школы и университеты остаются иногда единственным местом, где молодежь может встретить практикующих верующих, священников, монашествующих. Поэтому католическое образование немыслимо без пастырской компоненты.

Подготовила Анастасия Паламарчук

Анастасия Паламарчук
Прихожанка храма св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге, органистка. Доктор исторических наук, историк- медиевист.

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ