Доминиканский Адвент. Часть 4

О том, как Мария учит делиться рождественскими подарками и проповедовать – последняя часть доминиканских размышлений.

CONTEMPLATA ALIIS TRADERE. Передавать другим плоды созерцания.

Мария – особый человек в жизни доминиканского ордена. Хотя, если быть честными, то же самое могут сказать о Марии братья и сестры практически всех монашеских орденов и конгрегаций.
При словах «Дева Мария и доминиканцы» на память сразу же приходят многочисленные изображения, на которых Пречистая вручает св. Доминику и заодно св. Екатерине розарий. Более искушенные в орденской истории вспомнят легенду о том, как св. Доминик во время ночной молитвы встретил в коридоре монастыря Деву Марию и попросил ее о заступничестве; с тех пор в обычай вошло пение антифона «Salve, Regina» на завершение дня. Но существуют и другие важные моменты, связывающие Орден проповедников с тихой и молчаливой девушкой из Назарета. Последние дни Адвента – отличное время вспомнить об этом.

На первый взгляд кажется, что Мария и проповедь – явления малосовместимые. Проповедническую миссию олицетворяет другая покровительница Ордена – бойкая и смелая Мария Магдалина. Но это будет позже. А пока что Мария, дочь Иоакима и Анны, носит во чреве Дитя и готовится к роли матери. Прислушивается к изменениям в своем теле. С волнением ожидает дня родов, которые навсегда изменят жизнь всего человечества.

С того момента, как мы позволяем Слову войти в нашу жизнь, Слово начинает неумолимо менять ее – постепенно, иногда незаметно для нас самих обучая, наставляя, раскрывая новые возможности и новые перспективы. Оно помогает понять то, кто мы есть – осознать и раскрыть то, что принято называть призванием. Слово учит становиться самим собой – а значит, тем, кем каждого из нас задумал Бог. И если беременность длится только (целых!) девять месяцев, то призвание раскрывается и углубляется в течение всей человеческой жизни. Призвание к проповеди тоже требует умения молчать и прислушиваться – к словам наставников, к нуждам ближних, к голосу совести, к умным книгам, к своим сильным и слабым сторонам; оно требует умения учиться и быть готовым к переменам.

Когда Дитя появится на свет, рядом с Марией не будет никого, кроме заботливого Иосифа. Может, оно и к лучшему, потому что не в меру осторожные тетушки и бабушки немедленно закричали бы: «Никаких посторонних! Что значит посмотреть на ребенка? Еще заразу принесете, нет, вот подрастет, окрепнет, тогда и увидите». Мария, несмотря на свою юность,  — мудрая мать. Она знает, что Дитя – не ее собственность, что Слово невозможно удержать при себе. Она не боится явить Его миру – даже если мир заявляется к яслям в виде быков, ослов, пастухов и крайне подозрительных мигрантов с Востока. Мария делится Словом с той же готовностью и полнотой, с которой Она приняла Его в свое лоно. Она не может не делиться Словом, Которое созерцала так внимательно.

Проповедник – тот, кто не может не делиться Словом. Поэтому Мария – величайший созерцатель и величайший проповедник. Приняв Слово в полной мере, она в полной мере Его отдает, вплоть до подножия Креста.
В общем, детская народная мудрость «делиться надо» — это не только о рождественских подарках. Делиться действительно надо – и прежде всего самым большим нашим Подарком, за которым можно прийти в дом к Марии.

Анастасия Паламарчук
о. Рафал Ченжковский ОР

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.