Доминиканский Адвент. Часть 3
Начиная с третьего воскресенья Адвента нашими проводниками на пути к рождественским яслям становятся самые настоящие проповедники — библейские пророки. Третья часть доминиканского девиза – PRAEDICARE – намного старше, чем сам Орден. Даже в современных изданиях Библии, напечатанных мелким шрифтом, пророческие книги занимают несколько сот страниц: деяния так называемых «ранних пророков», начиная с Илии, описаны в тетьей и четвертой книге Царств; Исайю, Иеремию, Иезекииля и Даниила принято называть «поздними пророками», а завершают Ветхий Завет «малые пророки» — малыми они именуются только по размеру глав, но не по значению. На протяжении нескольких сотен лет эти люди при очень разных обстоятельствах обращались к избранному народу со словами правды о Боге.
Пророки – люди Адвента: провозглашая Истину, они готовят к пришествию Того, Кто пока сокрыт от их очей, «великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Иер. 33:3). Им пока не очень ясно, как и при каких обстоятельствах должен явиться на земле Мессия. Зато им открыта суть совершаемых Им дел.
Грядущий Мессия совершит суд – разделит истину и ложь, потому что сам Он есть Истина: «Горе тем, которые зло называют добром и добро злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким и сладкое — горьким» (Ис. 5:20). Запустение и плен, постигшие избранный народ – прямое следствие утраченного народом знания живого Бога: «сделались бессмысленными и не искали Господа, а потому и поступали безрассудно» (Иер. 10:21). Незнание Истины – одно из худших зол, ведущее к погибели: этой библейской мудрости будет следовать и святой Доминик, призывая своих братьев нести людям знание. Нельзя осудить того, кто, возможно, просто не знает правды. «Кто возвестил об этом изначала, чтобы нам знать, и задолго перед тем, чтобы нам можно было сказать «правда»?» (Ис. 41: 26) Поэтому дело проповеди – открытие Veritas каждому, от великих до самых малых мира сего – часть великой апокалиптической перспективы. Открывая правду Бога и Бога-Правду, мы соучаствуем в деле спасения мира. Как жаль, что многие сегодня (и христиане не исключение) воспринимают Суд как «месть» Бога, который с удовольствием будет проливать огонь на землю и изощренными способами губить грешников, потирая руки. Правосудие Бога ориентировано не на погибель, а на спасение, ведь Он пришел, чтобы «взыскать и спасти погибшее».
Второе дело Мессии, о котором говорят пророки – дело освобождения. Сам Господь Иисус впоследствии подтвердит их правоту: «истина сделает вас свободными!» Пророки не жалеют сил, чтобы описать бедствия, постигающие народ Божий в плену. Этот плен может быть как вполне конкретным – военные поражения, захват земель, разрушение городов, убийства – так и «пленом духовным», когда в неволе человека удерживают идолопоклонство и нежелание следовать призыву Господа. Ионе, как вы помните, досталось едва ли не больше всех: его слопал кит. Несвобода ведет к смерти, да еще и дурно пахнет рыбьими кишками. И только восклицание Ионы «у Господа спасение!» нарушает процесс китового пищеварения и пророк оказывается на воле. Верность Истине дает свободу в самых безнадежных обстоятельствах и помогает совершать великие дела. Пророческие книги при этом ставят в прямую зависимость обретение свободы и покаяние. «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55:7) А еще – именно свобода (от предрассудков, условностей, страха) необходима для доброй проповеди. Библейские пророки были смелыми и свободными людьми – даже если эта свобода обреталась ими очень непросто.
Третье дело Мессии, предвосхищенное пророками – дело милосердия. Более чем красочные описания бедствий, войн и язв заставляют ужаснуться не только пророков и их непосредственных слушателей, но и нас. Тогда вместе со святым Домиником мы восклицаем: «Господи, что будет с грешниками?» Мир без Его милосердия, мир, поврежденный первородным грехом – это и правда боль, страдания и запустение. «Утешайте, утешайте народ мой» (Ис. 40:1) – этот стих из пророка Исайи поется на роратних мессах с антифоном «Кропите, небеса, свыше». Божий суд неотвратим и скор, но Его милосердие – еще ближе: «Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе». (Ис. 30:19). Проповедь призвана являть милосердие, потому что только милосердие дает надежду. Фома Аквинский в свое время будет вопрошать: «действительно ли милосердие – наиглавнейшее свойство Бога?» И сам ответит: да, ибо «Он никогда не ищет собственного блага, но действует всегда и исключительно с самоотверженной щедростью, изливая обильные дары на свое творение. Милосердие свойственно Богу особым образом, ибо оно показывает Его бесконечное совершенство, бесконечную щедрость и бесконечное богатство» (Сумма теологии, II-II. 30.4)
И история библейских пророков, и история Ордена проповедников свидетельствует о том, что проповедь – ответ на Божий призыв, но любого проповедника на его пути следования призванию могут ждать трудности и невзгоды: неприятие ближних, гонения вплоть до смерти, насмешки или равнодушие. И все же – проповедовать стоит! Для этого не обязательно становиться монахом или уходить в пустыню, как Илия. Каждый может найти свой и неповторимый способ свидетельствовать о Правде «везде и всеми способами». А Господь говорит, что это достойно и праведно.
«Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: воцарился Бог твой!» (Ис. 52:7)
Анастасия Паламарчук
о. Рафал Ченжковский ОР