Доминиканский Адвент. Часть 2

Почему Адвент – время благословлять, что такое благословение и какую роль оно играет в нашей жизни? Во вторую неделю Адвента размышляем о слове «BENEDICERE» — второй части девиза ордена доминиканцев

BENEDICERE

Первую книгу Библии — книгу Бытия – по праву можно назвать «книгой благословений». Это слово появляется уже в первой главе (Быт.1: 22), где благословение сопровождает радость Бога о сотворенном мире, который получился у Него весьма и весьма симпатичным. Но что еще более важно – благословение в книге Бытия становится неотъемлемой частью завета Бога с человеком. Бог благословляет Ноя после пережитого его семейством потопа (Быт.9:1); благословляет Авраама, пообещав произвести от него великий народ и сделав обрезание знаком завета (Быт.17: 16), вновь благословляет его после несостоявшегося принесения в жертву Исаака (Быт. 22:17). Ветхозаветное благословение Бога очень понятное, простое и радостное: это прежде всего дети (много!), здоровье до старости, дом – полная чаша, вино, фрукты и вкусное мясо, приготовленное на огне. Тут можно было бы и закончить историю, пожелав всем читателям такого благословения, и побольше, побольше.

Однако любому, кто знаком с биографиями ветхозаветных патриархов, совершенно понятно: благословение Господа Всемогущего – это не конец, а как раз самое начало истории. Благословение сопровождает завет Бога с человеком – весьма длительные и обязывающие отношения. Оно служит синонимом избранничества: «все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом» (Ис.61:9) Благословение – обильные Божьи дары – подразумевают, что Бог дает их не просто так, а для очевидных Ему целей. В чем бы ни выражалось благословение – в количестве наследников, овец, верблюдов, а также в неповторимых дарах и талантах, которые Он дает каждому – оно включает чловека в Божий план, в Его замысел истории. Благословение Бога – это дар, миссия и основа для ее реализации.

Отличный повод вспомнить о смысле благословения преставляется в конце каждой литургии. Сразу после заключительного благословения народа во имя Отца, Сына и Святого Духа священник возглашает: «ite, missa est» — то есть «идите, вы посланы» в мир, воплощать и реализовывать те спасительные дары, которые обретаются в Евхаристии.

Каждый из нас благословен уже хотя бы потому, что пришел в этот мир. А еще услышал слово Божие, пришел в Церковь – грех жаловаться. С другой стороны, как же часто хочется, чтобы Бог присутствовал в твоей жизни как-то более очевидно – ну вот например так, как Он по-свойски приходил к тому же Аврааму, или заглядывал к молодоженам из Каны Галилейской. Традиция благословлять жилища и вещи – особенно те, которые принято называть «предметами религиозного культа» — это своего рода приглашение Господа в свой дом. Благословение квартиры, четок, крестика или велосипеда будет напоминать нам о Его близости через простые и повседневные вещи, а с другой – помогать использовать освященные предметы ради Его славы. Но ведь благословлять можно не только вещи! По традиции люди просят благословения у священника перед важными событиями в жизни (а некоторые и перед не очень важными, хэштег #благословитебатюшка).

О благословении, которое преподают миряне, вспоминается реже: на память приходит главным образом благословение родителями жениха и невесты, благословение родителями детей перед первым Причастием. Очень жаль, что миряне – между прочим, царственное священство – забывают о даре благословения, которые они могут дать своим близким, дальним и даже врагам. Благословляя, мы посвящаем их Господу. Древняя традиция прочно соединила акт благословения и крестное знамение: тот, на ком запечатлен знак Креста – Христов.

Миссия доминиканцев – «благословлять» — предполагает стремление таким образом отдавать в милосердные руки Господа всех, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».
Но почему именно Адвент можно назвать «временем благословения»? «Благословен грядущий во имя Господне», поем мы во время каждой Мессы, повторяя то приветствие, с которым жители Иерусалима встречали Иисуса. Мы ожидаем и приветствуем Того, кто Сам есть благословение. Эммануил, Господь-с-нами.

Последняя книга Библии – Откровение Иоанна – так же как и первая, книга Бытия, полна благословений – приветствий грядущему Агнцу.

«И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь» (Откр.7:11-12)

Давайте чаще благословлять и меньше проклинать. Пусть каждое наше благословение будет частью радостного ожидания грядущего Господа.

Анастасия Паламарчук
о. Рафал Ченжковский ОР

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.