Андерсен. Девочка со спичками

Разве бывает Рождество без сказок? Конечно же, нет. Лучше всех об этом знал, пожалуй, Ганс Христиан Андерсен, удивительный датский сказочник, мир которого был полон детей и невероятных историй. Первые годы жизни Ганса были непростыми, но то, что он сумел вынести из родительского дома, это крепкая вера в Бога, умение находить радостные моменты даже в самых простых вещах и стремление добиваться поставленных целей.

Его отец мечтал объехать весь мир, но ему удалось добраться только до соседнего уезда. Потом он с гордостью вспоминал свое приключение и говаривал сыну: «тебе вряд ли удастся оказаться так далеко от дома». Он и не подозревал, что его любознательный сын станет великим писателем и исколесит большую часть Европы. Кстати, о писательстве в семье Ганса Никто и помыслить не мог. Ведь мальчик писал с ужасающим количеством ошибок. Да, он с детства был фантазером и прекрасным рассказчиком, но разве может быть писателем человек, делающий три ошибки в слове «корова»?

Каждое Рождество в доме Андерсенов появлялись новые игрушки. Их мастерил отец Ганса. К каждой игрушке прилагалась своя история. Сначала придуманная родителями или бабушкой, которая иногда заглядывала в гости к семье дочери. Потом сказки стал сочинять сам Ганс. В последствии, когда он переедет в столицу Дании и будет искать себе пропитание, умение рассказывать сказки сослужит ему добрую службу. В какой бы дом он не приходил, его всегда окружали дети, требующие сказок. Постепенно к детям присоединялись и взрослые, прислуга, а потом и хозяева. В сочетании с добрым характером юноши и его смешными манерами все это производило приятное впечатление и многие были готовы помочь начинающему дарованию.

Каждый раз, выходя на улицы Копенгагена и идя в новый дом, чтобы попытать счастья… Тут стоит вспомнить, что Ганс мечтал стать актером… Андерсен молился. Он вообще много молился, как всякий представитель протестантской церкви много времени уделял чтению Библии. Каждый раз, когда удача улыбалась ему, он не забывал встать на колени, чтобы поблагодарить Бога за оказанную милость.

Одна из самых знаменитых рождественских сказок Андерсена родилась как раз в то время, когда он мучительно искал себя и ходил от одного богатого дома к другому в поисках благодетеля, который возьмет на себя заботу о провинциальном юноше. Надо сказать, что такой человек  нашелся. Смешного провинциала взял под свое крыло маститый датский академик. Для его детей Андерсен и рассказал впервые свою историю про девочку со спичками.

devochka_03

Короткий рассказ об одиноком ребенке, вынужденном в Сочельник торговать спичками и замерзшем в снегу. Эта история не была придумана Андерсеном. В ней повествуется о его матери. Когда-то ее семья была богата, но дела у отца пошли как-то не очень хорошо и в результате он разорился. Семья, как раньше говорили, пошла по миру. И случилась еще одна страшная и непредвиденная вещь. Потрясение отца было столь велико, что он сначала впал в депрессию, а потом оказался в сумасшедшем доме. Мужественная бабушка Андерсена, некогда имевшая богатый дом и парочку служанок, теперь сама вынуждена была работать на чужих людей. Всю оставшуюся жизнь она была прачкой. Сначала в домах богатых горожан, а потом при сумасшедшем доме, где обитал ее несчастный муж. А мать Андерсена стала той самой девочкой со спичками. Она ходила по набережной и предлагала свой товар прохожим. Лучше всего покупали спички моряки, которые раскуривали с их помощью свои трубки. Но они были и самыми опасными покупателями, могущими обидеть беззащитную девочку в поношенном платьице и прохудившихся башмаках.

Однажды в Сочельник на улице был сильный туман, и девочке не удалось продать ни одной спички. Она боялась возвращаться домой, где ее ждал, мягко говоря, невменяемый отец. Нет, он не был пьян, но в своем депрессивном состоянии крушил все вокруг себя. А тут дочь, в праздник не принесшая в дом ни копейки. Девочка решила заночевать, просто привалившись к стене какого-то дома. Так бы она и замерзла, как героиня сказки, придуманной впоследствии ее сыном, но случайно проходившие мимо люди заметили и отогрели ее.

Надо сказать, что Андерсен никогда не рассказывает просто истории. Все его сказки полны смысла и имеют двойное, а то и тройное дно. На поверхности «Девочки со спичками» лежит призыв помогать бедным, иметь сострадание к ближним… Из записей, оставленных сказочником, мы знаем, что на такой трактовке сюжета он не готов был бы остановиться. Он хотел, чтобы его рассказы осмыслялись и в них всегда находилось что-то новое.

Девочка в этой сказке видит три видения, которые напоминают нам о трех … искушениях Христа в пустыне. Только здесь эти искушения становятся поводом для надежды и стремления отправиться к Богу. Посылаемые ребенку образы не приводят ее в отчаяние, а напротив наполняют сердце теплом и радостным предвкушением избавления, спасения.

Первая зажженная свечка являет ей теплую печку, у которой хочется погреться. Большая теплая печь – это центр любого дома. Едва войдя с улицы, все устремляются к ней. Она полна собственной значимости и осознания собственного достоинства. Удивительно, но этот привычный в доме предмет становится символом гордыни. Все стремятся к печке, чтобы погреться, но излучаемое ею тепло не исходит от нее самой. Кто-то сначала должен наполнить ее дровами и растопить. Только тогда она станет горячей и нужной.

devochka_02

Надо сказать, что печь – это очень многогранный образ. В Библии она предстает в образе плавильного котла. С ней связывают испытания, посылаемые Богом, такие как болезнь, нищета, набеги врагов, голод. Девочка из сказки Андерсена хорошо знакома и с нищетой, и с голодом, и с болезнью. Но она все равно тянется к этой печке … Тут стоит вспомнить о святых, которые предпочитали время испытаний времени утешений, потому что именно в это время Бог подходит совсем близко. Так близко, что можно ощутить Его горячие дыхание. Он словно переплавляет душу, создавая ней и из нее новый мир.

Получается, что андерсоновская девочка в своей боли и одиночестве невероятно близка к Богу. Она приближается к Тому, Кто не побоялся родиться в темной и холодной пещере. Приближается в тот момент, когда все вокруг празднуют Рождество. И в этот момент к ней и приходит искушение гордыней. Когда спичка гаснет и видение меркнет, она могла бы заплакать и начать убиваться, что теперь она самое несчастное существо в мире, что именно ее Бог отверг, что именно ее Он не любит больше всех. Очень типичное состояние для многих современных людей! Они словно потухшая печка стоят посреди комнаты и расточают свой внутренний холод, обвиняя в нем Бога. Здесь стоит вспомнить, что у многих народов холодная, остывшая печь ассоциировалась со своего рода анти-исповедальней. В некоторых сказках самые страшные тайны сердца поверяют пустой печи. От нее не ждут ни помощи, ни прощения … Открываясь перед ней, человек словно пускает частичку ада в свою душу, стремясь стать сильнее и злее. Девочка из сказки не пускает зло в свою душу, в ней нет ни капли отчаяния, только усталость озябшего ребенка.

Она зажигает вторую спичку. И тут к ней приходит искушение голодом. Ей мерещится жаренный гусь. Нафаршированная яблоками птица спрыгивает со стола и сама идет к ней в руки. В Дании гусь был традиционным рождественским блюдом. Но не стоит обходить вниманием присутствующие здесь символы. Сам по себе гусь – это символ счастливой семьи. Наполняющие его яблоки напоминают нам об Адаме и Еве, впустивших грех в брачные отношения. Собственно по этой причине фаршированный яблоками гусь и оказался на праздничном столе. Он напоминал о том, что дверь в потерянный рай снова открыта и начать дорогу в Эдем можно и нужно в семье. Для протестантского сознания того времени это был очень важный аспект мировоззрения. Именно в семье дети получали первые знания о вере и то, насколько они потом становились хорошим прихожанами, говорило о благословении этого дома.

Несчастная голодная девочка, лишившись аппетитного видения с гусем, снова не пала жертвой искушения. Она не стала хулить Бога, отнявшего у нее нормальную семью и теплый кров. В ней, напротив, крепла решимость и надежда.

Третьим видением стала рождественская елка, символ потерянного рая. Вся увешанная подарками и сладостями она словно ставила вопрос перед несчастным ребенком, не тщетна ли ее вера вообще. Ее вера в себя, в мир, в Бога … Андерсен сам нередко оказывался в ситуациях, когда любой другой уже давно опустил бы руки. Но он вновь и вновь начинал всё заново, не боясь очередного провала. Так и его героиня, она словно пронзает темноту ночи богооставленности, столь похожую на темную ночь, описанную многими мистиками, светом своей детской веры, светом своей чистоты. Девочка зажигает все спички разом. Ее поступок подобен молитве человека, обращающегося к Богу из ситуации крайней нужды, глубочайшего истощения всех сил, и физических, и духовных. И, как ко всякому претерпевшему до конца, к ней приходит добрый ангел, истинный посланец небес.

devochka_04

К бедному забытому всеми ребенку приходит ее бабушка, чтобы отвести ее к Богу. И уже не важно, какое завершение у этой сказки, потому что самое главное уже сказано. Невинное дитя, сохранившее стойкость и веру в непосильных испытаниях обретает свою награду. Уподобившись Тому, Чье рождение отмечал весь мир, в страданиях и одиночестве, она обретает единственно возможный путь соединения с Ним. И теперь никакой мороз и боль не могут причинить ей вреда.

Эту историю Андерсен рассказывает богатым детям, сидящим на теплой кухне. Им неведомы страдания нищего ребенка, но в жизни их будут ждать самые неожиданные вещи и события. И эта история призвана напомнить им и нам, что не стоит сдаваться даже в самых отчаянных обстоятельствах, не стоит плакать и рвать на себе волосы. Нужно искать Того, Кто имеет силу и власть утереть каждую слезу, поднять с колен и утешить. Того, Кто в холодной вифлеемской пещере пришел в этот мир, чтобы спасти бедных и богатых, добрых и злых. Спасти всех нас!

Анна Гольдина

Источник иллюстраций

Анна Гольдина
Прихожанка храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Искусствовед, психолог, магистр богословия. Постоянный автор ряда православных и католических журналов. Редактор блога «Тау». Замужем. Мать троих детей.