Пройти через пустыню

Великий пост напоминает нам о времени, которое Иисус провел в пустыне перед началом Своего общественного служения. Почему же Он отправился именно в пустыню? Почему не остался с Иоанном на брегах Иордана? Почему не избрал местом отшельничества пустынные места Иудеи?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно обратиться к истории народа Израильского. Ведь Иисус пришел в первую очередь к Своим соплеменникам, чтобы исполнить Закон, данный им на горе Синай. И чтобы исполнить обетования, некогда прозвучавшие для древних праотцов.

pustynia

1. Пустыня впервые появляется в рассказе про Авраама. Он путешествует по местности, которая сейчас называется пустыней Негев. Здесь он строит свои колодцы и беседует с Богом. Для чего Авраам начинает свой поход по пустыне? В былые времена пустыня считалась ничейной землей. В силу своей неплодородности и отсутствия растительности, пригодной в пищу скоту. Соответственно, выход в пустыню воспринимался как отрыв от некой культурной традиции, выход из какого-то народа. Авраам рвет со своим прошлым, отправляясь в пустыню.

Так же в последствии поступает и Моисей, который бежит в пустыню после убийства египтянина. На тот момент положение будущего пророка было незавидным. С одной стороны, он убил египтянина и совершил преступление. С другой –для евреев он был странным пришельцем и никто не собирался прислушиваться к его голосу. И тогда, чтобы сохранить свою жизнь Моисей бежит в пустыню.

Интересно, что такое толкование является лишь верхним слоем истории Моисея. Почему приемный сын фараона просто не приказал египетскому надсмотрщику остановиться? Одно его слово могло решить всю историю по-другому. Здесь вопрос в неточности перевода. Моисей совершил убийство, после того, как «посмотрел туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина» (Исх 2,12). Получается, что пророк просто какой-то трусливый убийца. Хотя на самом деле слово сочетание «нет никого» должно быть переведено как «нет никого достойного». Речь идет о глубоком разочаровании в самой системе государственного управления. Моисей убил, потому что понял, что апеллировать больше не к кому.

pustynia_02

Потом происходит и его разочарование в евреях, которых он считал несчастными угнетёнными. Однако столкнувшись с двумя ссорящимися евреями (Исх 2,13-14), будущий пророк переживает крушение всех своих представлений. Тут к нему приходит понимание, что евреи деградировали в своем рабском состоянии и на самом деле совсем не нуждаются в свободе. Получается, что Моисей убегает не только от смерти, но и от своей рухнувшей картины мира. Оказавшись в пустыне, он вступает на новый путь.
Итак, пустыня – это место, в котором оказывается человек, когда все его прежние представления разрушаются. Он словно выходит на территорию, на которой больше никому не принадлежит —  ни конкретному народу, ни государству. Его жизнь начинается с чистого листа.

Иисус уходит в пустыню практически сразу после крещения в Иордане. Казалось бы, вот только прозвучал Голос с небес, была возможность провозгласить Себя Мессией и начать действовать. Господь словно обнуляет все, что было до этого, выходит за пределы сложившихся веками представлений. Учение, которое Он принесет людям, будет исполнением Завета, но чем-то совсем новым, новым миром.

pustynia_05

2. Пустыня воспринимается библейским сознанием как противоположность раю, Эдемскому саду. На первый взгляд в них столько сходства: тишина, умиротворенность… Только они представлены с разным знаком. В Эдеме это мир жизни с Богом, мир радости и жизни. В пустыне же, напротив, это мир смерти, тишина безлюдья, одиночество, наполненное холодом ада. Папа Бенедикт XVI даже пишет о том, что отправляясь в пустыню Иисус начинает Свой путь нисхождения в ад.

В пустыне Иисус переживает максимальное одиночество богооставленности, сходное с одиночеством в Гефсимании. Такое одиночество было знакомо праотцам и пророкам, предшествовавшим Ему. Только в отличие от них, Он, как и в случае с Гефсиманией, Сам выбирал этот путь. Не бежал от рухнувших надежд, не страдал непониманием, не прятался от руки убийцы, Иисус обдуманно шел туда, чтобы начать новую страницу творения. Получается, что пустыня – это своего рода небытие, ничто, предшествующее новому творению.

3. В пустыне звучат первые обетования праотцам. Всевышний обещает Иакову, внуку Авраама, что его потомство будет как песок в пустыне. В этих словах скрываются два аспекта. Один предрекает потомкам Иакова (Израиля) путь выживания в годы странствий и изгнаний: множественность делает народ сильным, даже в трудностях, когда беды попирают его ногами, он не истребим. Второй аспект связан с путем всех верных к Богу – это дорога смирения. Открытие своей малости перед Господом.
Таким образом, пустыня, в которую отправляется Иисус становится и первой встречей Его как Мессии, со своим народом, сочетавшим в себе претензии на мировое величие и смиренную малость рабов Божиих.

pustynia_04

4. Как утверждают исследователи, Иисус провел 40 дней не в столь любимой пророками пустыне Негев, а в каменистой Иудейской пустыне. Для библейского сознания важным аспектом является исполнение пророчеств. Иудейская пустыня, граничащая с Мертвым морем, это зримое напоминание о Содоме и Гоморе. Два этих города представляются самым глубоким человеческим падением. Можно даже сказать, что это – врата в ад, как место максимального нечестия и противостояния Богу.

Пребывание Иисуса в Иудейской пустыне подчеркивает, что Он берет на Себя не только грехи Своего народа, но и всего человечества. И в то же время Он опускается на самую глубину человеческого бытия, чтобы как Пастырь Добрый вынести оттуда заблудшую овцу.

5. В этом смысле пустыня раскрывается еще с одной стороны. Это место всегда воспринималось как время изменения, преображения, учебы. В историях пророков и праотцов явственно видно, как Бог обращаясь к ним среди песков и солнца, воспитывает их, создавая новых людей. Это же происходит и с Избранным народом, который 40 лет странствует.

Иисусу не нужно было это время учебы, но Ему нужно было время пустыни как время выбора. Отец постоянно ставит Его в ситуацию добровольного выбора. В крещении это был в какой-то степени приятный выбор своего мессианства. В пустыне это уже конкретный выбор креста, который явственно проглядывает в ответах на искушения дьявола. Для Иисуса пребывание в пустыне становится временем сопричастности грехам и бедам всего человечества.

pustynia_03

6. Слово «пустыня» в иврите является однокоренным со словом, означающим «говорить прямо, жестко», «говорить как власть имеющий». Библия нередко показывает нам примеры того, как в пустыне Бог обращался к сердцу человека, уже не затемненному потоком обыденных дел и старых представлений. Так пустыня приобретает свой положительный смысл. Она становится временем действия Бога и местом совместного творчества человека и Бога. Мы словно переносимся в первые дни творения, когда Всемогущий говорит «сотворим человека по образу и подобию нашему», словно призывая человека присоединиться к этому процессу творения, вместе создавая из него новое творение.

7. И здесь же в пустыне мы видим, как творится новый мир для этого нового человека. Создавая мир, Господь, как считают иудейские мудрецы, только один раз творит из ничего. Потом процесс творения идет из уже имеющегося. Как будто происходит постоянное усовершенствование сотворенного. И мы видим, как это происходит в дни пребывания Иисуса в пустыне. Когда сатана отходит от Него, Иисус «был со зверями. И ангелы служили Ему» (Мк 1,13). Так пустыня становится начатком нового мира, места примирения и исцеления. Дикие звери, образ физической смерти и духовной гибели, становятся друзьями, как это было в Эдемском саду. В пустыне происходит восстановление творения и начинается Царство Мессии.

Анна Гольдина

Анна Гольдина
Прихожанка храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Искусствовед, психолог, магистр богословия. Постоянный автор ряда православных и католических журналов. Редактор блога «Тау». Замужем. Мать троих детей.