Спокойного сна

В проповеди на четвертое воскресенье Великого Поста о. Алехандро Хосе Карбахо Олеа, CMF объясняет поразительный богословско-филологический принцип христианской нравственности:   императиву всегда предшествует индикатив. 

Сегодняшнее Евангелие – отрывок из разговора Иисуса с Никодимом, главной темой которого является вера и то, что необходимо для достижения вечной жизни. Когда Моисей вознес змею в пустыне, людям нужно было смотреть на нее, дабы исцелиться; так же необходимо верить во Христа, вознесенного Отцом, чтобы удостоиться жизни вечной. В перспективе Бога вера – это синоним жизни, потому что Бог явил Свою любовь, дав нам Своего Сына, чтобы мы имели «жизнь с избытком» (Ин 10, 10.) Многие христианские группы поняли, что жизнь находится в самом сердце христианского учения, и в их пастырской программе основное место занимает «выбор Бога Жизни и жизни человека». Там, где есть христиане, должна цвести Жизнь. К сожалению, история показывает нам, что так было не всегда. Часть нашего христианского наследия — множество смертей. За некоторые из них Папа Иоанн Павел II уже попросил прощения во время Юбилея 2000 года. Следует уяснить, что тот, кто называет себя христианином, не может участвовать и поддерживать политические, экономические и иные проекты, которые не защищают жизнь человека и планеты. 

В последней части евангельского отрывка на присутствие Иисуса в мире указывается как на источник спасения, а не осуждения. Иисус протягивает руку, чтобы подарить нам свет, озаряющий тьму. Мы вольны принять его или нет. Принять свет – значит приступить к конкретным делам. Это указывает на то, что поступать надо согласно истине и вдохновению Бога. Как это сделать? Нет сомнений, что панорама, которую представляет нам современный мир, это все более неопределенная свето-тень. 

Слово Божие обращает к нам три предложения. Прислушаемся к ним снова, чтобы принять их. Мы призваны делать это каждое воскресенье. Проповедь стремится помочь нам лучше переварить услышанное. Так мы сможем лучше его усвоить. И потом, дома, было бы хорошо снова вернуться к этим словам, чтобы это усвоение стало более личным. Проповедь была бы размышлением над Словом для общины, а затем каждый сделал бы эту работу, чтобы посмотреть, как услышанное слово напрямую касается его жизни. Слово становится нашим в той мере, насколько мы возвращаемся к нему, над ним размышляем, соотносим его с нашей жизнью. 

1. Вопрос богатого юноши: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Ничего. Всё уже сделали за тебя. Тебя посадили не куда-нибудь, а одесную Отца рядом со Христом. Хорошо…, если хочешь, можешь что-то сделать: открыть глаза и увидеть нечто, что меняет всё: до какой степени ты любим Богом. Слово – это не волшебная сказка. Это живое ядро христианского послания. Отсюда вытекает приветствие, которое мы слышим в начале мессы. Не упусти из виду индикатив действия Бога,  останавливаясь на императиве. Богословский принцип христианской морали гласит, что всякий императив (повеление) вытекает из индикатива (повествования): «Он положил за нас душу Свою: и мы дожны полагать души свои за братьев».) Открой глаза и созерцай “индикатив” благодати. Созерцай Бога и Его любовь. Воззри на Распятого.

2. Верить. Что значит «верить»? Признать и исповедать. Признать и исповедать, что мы живем в дружественном мире, невзирая на всю тьму, несмотря на всю несправедливость, на то, что в этом мире торжествуют хитрые, сильные и пронырливые.

Несмотря на то, что кажется, что Бог находится бесконечно далеко, на бесконечном расстоянии,  надо признать и исповедать, что мы в руках Бога, что, возможно, проходим «чистилище», и хотя кто-то скажет: «Это сущий ад», необходимо признать и исповедать, что Бог посадил нас рядом с Собой на небесах. Твое богословское положение, положение перед Богом, имеет окончательно спасительную форму. Христос уладил все документы. Твое дело находится в очень хороших руках, лучше и не может быть. Так что ты можешь отдыхать и спать спокойно. 

3. Первое дело, которое нам надо совершить – это верить. И эта вера повлечет за собой другие дела. Если я живу в дружественном мире, если я любим, то я настрою струны своей души, чтобы петь на земле ту же самую песню, которая поется на небе. Творить истину. Умножаю ли я свет в мире или делаю так, что тьма только становится гуще? 

Воспользуемся этим Великим Постом, чтобы проверить, сколько света и тени в нашей жизни, наших семьях и наших общинах. Сколько света и тени в общественных организациях, в которых мы состоим, или которые существуют в наших общинах. Сколько света и тени в руководителях и их политике управления. 

Если мы хотим быть на стороне Иисуса, то обязаны превратиться в шествующий по пути свет, который осветит тех, кто рядом с нами живет во тьме, и, в то же время, прольет свет на все, что держит нас в тени несправедливости и нищеты. Во многих местах и при многих обстоятельствах быть светом – дело очень рискованное, но худшим риском будет не принять свет, обрекая себя самих на самую страшную тьму: быть далеко от света Христова. 

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.