Три приглашения

В размышлении над литургическими чтениями на Второе воскресенье Великого Поста о. Алехандро Карбахо Олеа, CMF, говорит о нашем «преимуществе в игре» перед Авраамом и современниками Иисуса, и объясняет, какие три приглашения делает Бог нам сегодня. 

Мне кажется, у нас есть «преимущество в игре». Повествование об Аврааме дает читателю фору по отношению к самому Аврааму, поскольку с первого же стиха мы знаем, что речь идет об испытании: “Бог искушал Авраама” (Быт 22,1). Боги той местности требовали, чтобы им приносили в жертву детей, особенно первородных. Для Авраама, поскольку он был мужем веры, требование Бога не должно было показаться странным или противоречивым, ведь Бог просил отдать Ему сына обетования. Но чего на самом деле хочет Бог? Речь идет о научающем испытании. Бог желает, чтобы Авраам окончательно оставил божков, которые требуют смерти сыновей, и уверовал в Бога истинного, который не принимает человеческих жертвоприношений, ибо Он – Бог Жизни. Вера и послушание этому Богу позволяют Аврааму спасти свою жизнь Исаака и жизни остальных, исполненные благословения и многочисленные, как звезды на небе. 

У нас преимущество и перед современниками Иисуса. Лишь немногие избранные удостоились видеть Его в сиянии славы и слышать семь слов Отца. Мы же слышали их. Эти семь слов (“Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте” (Мк 9, 7) открывают нам истину об Иисусе, самую сущность Его личности, смысл всего, что Он делает и говорит. Иисус – это Сын с большой буквы, Он в полноте живет Своим сыновством. Отношение Сына обозначает открытость богословскому измерению всякой человеческой жизни, полному доверию Богу, потому что от Него к нам не может прийти никакое зло, преданию себя в руки Бога, поклонению Ему, преданию себя и абсолютной преданности; радикальному, хоть иногда столь тяжелому, послушанию до принятия крестных страданий и смерти. 

Услышав глас Божий, ученики посмотрели вокруг и увидели одного Иисуса, единственный Свет у подножия горы, который освещает Иерусалимскую тьму. Как пережить сумерки, когда они опускаются на наши семьи, как выйти из мрака мира, полного несправедливости, отчуждения и насилия, если не освещать свой путь светом Христа, верным и надежным, чтобы привести нас к пасхальной заре? Молчание, к которому Иисус призывает трех учеников, намекает им о том, что смысл всех событий земной жизни будет понятен во всей полноте лишь после Воскресения.   Тогда они расскажут обо всем, что видели и слышали: Благую Весть, которую мы возвещаем с верой и радостью, нашими словами и особенно нашими жизнями… 

«Он не велел никому рассказывать о том, что видели». Здесь возникает удивительная тайна «срока годности» этого наказа: «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк 9,9)! Три молодых человека, Петр, Иаков и Иоанн, удостоились самого невероятного откровения: Иисус открывает им Свою суть, Свою тайну. Он – Сын Возлюбленный, Единородный, Аввы-Отца! Авва говорит, чтобы они слушали слова Иисуса, созерцали Его красоту, постигали Его тайну. Иисус преобразился, явив им наполняющий Его Свет. Трое друзей получили благодать прозрения и увидели то, для чего раньше были слепы. И даже больше: они открыли, что Моисей и Илия – великие предводители Народа – близкие друзья Иисуса. Каково было их изумление! Петр был вне себя от радости: «Хорошо нам здесь быть» (Мк 9,5). Он хотел остаться в этом состоянии блаженства. «Сделаем три кущи!» По сути, он хотел ограничить это блаженство, сделав его доступным только для избранных,  определить границы блаженства, чтобы только самому испытывать его.

Но Иисус всё корректирует. Он говорит им, что призвание учеников – продолжать приключение и спуститься с горы. Надо продолжать путь, не останавливаясь, пока они не придут к горе смерти и Воскресения. Он возвещает им, что случится Воскресение из мертвых, что в жизни есть еще решающий «второй тайм». Таково наше призвание – постоянно прислушиваться к тому, чего от нас хочет Бог. 

В сегодняшнем Его слове мы получили три приглашения. Если примем их, то они сделают нас мудрее, свободнее и светлее. 

Первое приглашение обращено к Петру, Иакову и Иоанну, а также ко всем нам, кто вместе с ними, является учениками Иисуса: это приглашение слушать Иисуса. Ведь Он прекрасно знает, что говорит. У Него есть слова жизни, которые сделают нас мудрее, дадут нам больше света и сделают более восприимчивыми к истинным ценностям. 

Второе приглашение обращено к Аврааму, а в нем – и к нам, сынам Авраама. Оно призывает нас слушаться Бога. Уверены ли мы в том, что не следует отказаться от каких-то наклонностей? Некоторые привычки и привязанности пробуждают в нас «отрицательную зависимость»; это земля идолов, домашних бесов. Быть может, пришло время начать новый этап нашего пути как человека и верующего. Если это наш случай, не пройдем же мимо него. 

Третье приглашение — принять участие в труде благовестия. Излучать веру в простоте и бодрости духа. Если мы испытали на себе благодать, любовь Бога, явленную и переданную нам в Иисусе, позволим этой благодати проявиться вовне. Будем знамением, будем светом. 

В начале я говорил о нашем преимуществе перед Авраамом и современниками Иисуса. Мы получили призвание. Призвание связано с трепетом. Человек всегда чувствует себя недостойным, неготовым, неспособным. Но Бог… хочет, чтобы я сделал это! Никто не избирается, чтобы блаженствовать с Богом в одиночку. Мы призваны рассказывать о том, что видели, в день, определенный Тем, кто нас посылает. Свет, наполняющий нас, мало-помалу будет освещать мир и наполнять его жизнью. Будем же сохранять глаза открытыми, чтобы не потерять его. 

Алехандро Карбахо Олеа, CMF

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.