Христиане должны служить правде

Этим интервью мы начинаем новую рубрику: беседы о христианской журналистике с руководителями ведущих католических СМИ бывшего СССР и дальнего зарубежья.

Как создать яркое и интересное средство массовой информации? Что должно отличать христианские издания от светских? Почему христианские СМИ мало кому интересны? Об этом мы поговорили с о.Мыколой Мышовским, главным редактором католического журнала Credo и интернет-портала с таким же названием, пожалуй, самого популярного католического СМИ на Украине.

mykola_07

- Отче, что, по Вашему мнению, отличает католические СМИ от светских, кроме тематики, которую они затрагивают?

- Так называемые светские СМИ стараются подавать информацию, повинуясь внутренней или внешней цензуре, представляя все так, как это выгодно владельцу. У христиан, которые должны служить правде, такого быть не должно.

Наверное, во многом, у христианских и мирских медиа отличаются цели. Потому что, когда мы говорим о каком-то политическом СМИ, то у него есть цель склонить людей к той или иной точке зрения. Даже спортивные комментаторы, несмотря на то, что стараются быть объективными, все-таки поддерживают команду своего региона, своей страны.

Когда мы говорим о католических СМИ, то в них, прежде всего, должна быть объективность. Нельзя поддаваться пропаганде, нельзя ставить свои внутренние цели выше истины, Бога. Это очень серьезно и, наверное, сложно. Но если говорить о Боге и не пользоваться Его методами, т.е. правдой, то такие СМИ далеко не уйдут.

Если задача светских СМИ — увеличить свою аудиторию, чтобы продавать больше рекламы или продвинуть какую-то идею, то христианские СМИ должны помочь людям идти ко спасению, то есть делать то, что делает Церковь.

Многие люди думают, что СМИ, в том числе и христианские, должны создавать реальность.  Это ошибка. Они призваны быть зеркалом, которое показывает реальность, а не демонстрировать то, что хотелось бы увидеть кому-то, например, учредителю или собственнику издания.

- Почему в христианских СМИ есть проблемы?  По качеству они значительно проигрывают светским медиа-проектам?

- Большая проблема в католических и христианских СМИ заключается в том, что люди думают, что если они говорят о Боге, то можно говорить и писать, как попало. Раз говорится о Боге, то значит все уже хорошо. Это неправильно!

Необходимо задумываться о качестве, о том, как сделать продукт смотрибельным, слушабельным и читабельным. Это должно быть хорошо, потому что — это о Боге, а не наоборот: это уже хорошо, потому что это о Боге.

Если мы говорим о качестве СМИ, то тут очень большая проблема – финансирование. Надо понимать, что волонтеры в церкви могут помыть пол, сделать уборку…  Но напечатать текст или смонтировать видео могут профессионалы, а им надо платить. Профессионалов мало и каждый их час стоит денег.  Подобные проекты будут дорогостоящими.  Папы во многих документах говорили о том, что в СМИ необходимо вкладывать средства.  Но думаю, что епископы эти документы еще не прочитали.

mykola_05

- Что делать, чтобы христианские СМИ были услышаны, а не лежали на пыльных полках церковных лавок?  

- Думаю, что это проблема многогранная. С одной стороны, мы не конкуренты так называемым светским СМИ, потому что мы обращаемся немного к другой целевой аудитории. С другой стороны, если мы говорим о христианских СМИ, то мы имеем в виду очень нишевые издания, которые нацелены на узкую внутреннюю аудиторию.

Это хорошо, но должны быть также такие продукты, христианские, католические, которые будут нацелены на более широкую аудиторию. Подобных СМИ, подобных продуктов сильно не хватает!

Например, протестанты из Соединенных Штатов снимают художественные фильмы, наполненные христианскими идеями, христианским смыслом. И эти фильмы смотрят многие группы людей, большие аудитории. Они в этих фильмах не говорят, мол мы принадлежим к такой-то церкви. Они просто делают качественный христианский продукт, который будут смотреть все, не только члены их общины или церкви.

Ответ на вопрос «как быть услышанными?» очень прост. Надо делать свой продукт конкурентным, интересным, чтобы он  мог потягаться с другими СМИ.

Очень важно говорить с людьми на понятном языке,  а не церковным сленгом. В этом большая проблема многих приходов, священников и епископов. Они говорят на сленге, используя слова, термины не очень понятные всем остальным людям.

- Может не стоит заниматься таким дорогостоящим продуктом, как СМИ, а сконцентрировать все внимание на социальных сетях? Они и дешевле, и оперативнее. 

- Думаю, Вы правы, что соцсети дешевле и оперативнее. Христиане  создают свои издания, но не производят контента. А соцсети позиционируют себя не как  место, где есть контент, а как место, где этот контент можно продвигать. Нам, христианам, надо сосредоточиться на создании контента, а не на сетях, как таковых.

mykola_02

На Украине есть очень позитивный пример: во время Революции Достоинства появилось одно «Общественное Телевидение», которое не имело своей частоты, не имело возможности выйти на широкую аудиторию. Они транслировали свои программы через канал Youtube, который тоже является соцсетью по большому счету. Они за несколько месяцев набрали очень большую аудиторию и сейчас — это уже самостоятельное СМИ, которое имеет региональные представительства во многих городах Украины. Это СМИ показало, что контент первичен, он важнее, чем сам сайт или наличие частоты вещания.

- Что лично Вам не нравится в христианских СМИ?
— Очень много людей в Церкви думают, что каждое событие — это новость. Это не совсем так. Если в каком-то приходе был праздник или епископ куда-то отправился, то совсем не значит, что это новость. Это важно для этого епископа, но это совсем не важно для людей, читающих издание. Людям интересно то, что говорит об их жизни! Людям интересно, как то или иное событие помогает решать их проблемы. Людям интересно узнать, как им жить дальше.

Большая проблема наших католических СМИ в том, что мы стараемся говорить о людях Церкви, церковнослужителях. А нашу аудиторию, состоящую не из иерархов, а простых верующих людей церкви, это не особенно интересует. Надо это понять и принять.

Очень много сил уходит на то, чтобы объяснить, что каждая новость имеет свою структуру, что недостаточно о чем-то просто написать. Необходимо еще разъяснить, почему этого епископа и священника любят, что он такого сказал.

Светские СМИ стараются говорить о том, что интересно их аудитории, а христианские СМИ, сидя на таком пьедестале, олимпе, стараются сказать людям то, что они должны услышать. В этом большая разница. И большая проблема. Надо переключаться, чтобы говорить с людьми о том, что их действительно тревожит, интересует, об их жизни.

mykola_08

- А что же Вас радует в христианских СМИ? Может, есть какие-то удачные примеры, которым Вы хотите подражать? Какое-нибудь идеальное СМИ?

- У меня нет примеров. Если следуешь за кем-то, то всегда будешь вторым. Я в издании CREDO работаю с 2008 года. Могу сказать, что много ходов, которые мы придумали для нашего журнала и для сайта, потом за  нами повторяли другие издания. Надо делать так, чтобы с тебя брали пример. Если же будешь думать, с кого бы пример взять, то надо смириться с тем, что будешь вторичным по отношению к другим. А этого бы не хотелось. Все-таки надо быть первыми!

Что радует в христианских СМИ – это публикации, которые говорят о жизни людей, отвечают на вопросы: как жить, как решать проблемы, которые в жизни человека, христианина. Изданий с такими публикациями очень много. Например, польские Gość Niedzielny, Deon.pl и многие другие.  

Если говорить об идеальном христианском СМИ, то тут трудно сказать. Каждое издание имеет свои плюсы и минусы. Но лучше всего придумывать что-то новое. Всегда быть в топе, быть актуальным и интересным.

- Вы читаете русские католические СМИ? Можете кого-то отметить?

- Несколько лет подряд, шесть или восемь, читал Сибирскую Католическую Газету. Там сейчас что-то непонятное произошло и не знаю, можно ли им доверять. Читаю портал Gaudete.ru, который недавно появился и имеет свою интересную, необычную подачу.

-  Серьезным испытанием, проверкой для христианских СМИ был  конфликт на Украине…

- Прежде всего, надо понимать, что христианские СМИ  — это часть Церкви. Больше надо говорить о том, что делала и делает в этой ситуации Церковь.

Можно представить себе ситуацию, когда дети остаются сиротами, женщины вдовами, а очень много молодых мужчин становятся инвалидами, без рук, без ног, без глаз. Церковь в такой ситуации, конечно же, должна поддержать людей. И вне зависимости от ситуации говорить то, что должна говорить: правду о спасении, о чести.

В такой ситуации христианские СМИ должны, прежде всего, освещать работу Церкви в это очень непростое время. Это и работа военных капелланов, работа католиков-волонтеров по сбору средств для лечения инвалидов. Очень много католиков помогают реабилитироваться в психологическом плане военным.

mykola_06

 Как я уже говорил,  католические СМИ не должны создавать реальность, но только освещать ту действительность, которая есть.

Если говорить вообще о роли СМИ в этой войне, то их влияние очень велико. Если бы не было манипуляций в СМИ, не было бы информационной войны, то, наверное, не было бы войны. Первичным в этой войне было все-таки слово, телевидение, программы, манипуляции.

Тут, если мы говорим о журналистике, очень важно, чтобы журналисты говорили, писали лишь о том, что видели своими глазами, Впрочем, эта тема настолько широкая, что достойна отдельного интервью.

- Отче, расскажите поподробнее о Вашем издании.

- Учредитель нашего СМИ – наш епископ Каменец-Подольской епархии. У нас десять штатных сотрудников и несколько десятков волонтеров. Есть сайт и печатная версия, которая выходит несколько раз в год.

Если говорить о месте и рейтинге, то лучше спросить у наших читателей или нечитателей, почему они читают или не читают. Вместе с тем, по доступным нам исследованиям, очень часто мы занимаем второе и первое место среди религиозных СМИ на Украине.

Если говорить об аудитории, то она достаточно узкая – это только католики, но, несмотря на это, наш рейтинг высок. Впрочем, наше издание  часто читают православные или протестанты. Знаю, что порой CREDO читают и агностики. Стараемся делать так, чтобы наш продукт был интересен всем людям.

Беседовал Михаил Фатеев
фотографии из архива о. Мыколы

Михаил Фатеев
Прихожанин храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Режиссер, продюсер, журналист. Отец троих детей.