Что делать, если община не поёт?

Поёт тот, кто любит. (Св. Августин)

В последнее время я часто слышу жалобы духовенства, органистов и даже самих прихожан на то, что община больше не поёт, и не только рядовые, но и воскресные службы превращаются в диалог священника и органиста. И хотя многих волнует эта проблема, редко можно услышать конкретные предложения о том, как исправить ситуацию и привлечь к пению именно прихожан.
Поэтому я и решил поделиться некоторыми своими соображениями и мыслями на эту тему.

1. Первое, что отвечают прихожане, когда их спрашиваешь, почему никто не поёт, это «Но мы же не умеем петь!». И, должен признать, отчасти это правда. В общеобразовательных школах сейчас практически не учат петь, очень мало где организуют хоровые кружки и занятия, которые были бы не просто посвящены музыке, но и обучали непосредственно хоровому пению. Так что и дети, и взрослые нуждаются в обучении, не стоит этого стесняться!

pesni_02

Что можно посоветовать органистам и хормейстерам? Потратьте время на то, чтобы разучить с прихожанами песни и гимны, и выбирайте для этого лучшие произведения. Очень важно, чтобы музыка была красивой и доставляла поющим удовольствие. Церковная музыка должна преображать и духовно обогащать нас, выводя за пределы слов и звуков. Кроме того, необходимо рассказать верующим, почему мы поём, они должны понимать, какую важную роль в литургии играет пение, иначе они не будут петь. Так что во время репетиций перед службами будет не лишним процитировать св. Августина, который сказал: «кто поёт, тот молится дважды».

2. Обеспечьте приход песенниками или сборниками с текстами; на торжественные богослужения можно делать отдельные брошюры, куда бы включались тексты псалмов, гимнов, чтений и даже краткая проповедь, чтобы верующие дома могли напомнить себе слова Евангелия и цитаты из проповеди. Для того, чтобы знать порядок песнопений можно завести доску с цифрами и перед службой ставить номера, вместо того чтобы объявлять их в микрофон. Лучше не использовать проекционные экраны, это портит интерьер храма и не оправдывает своей цели.

pesni_06      
3. Музыка, исполняемая в храме, должна быть достойной и хорошо подобранной как с музыкальной, так и текстуальной точек зрения. Пусть песнопения будут наполнены литургическим смыслом и отвечают теме чтений и Евангелию дня. Конечно же, во время богослужений лучше чаще использовать гимны и песнопения с текстами псалмов или богословскими стихами, укрепляющими веру, а не песни, говорящие об абстрактных переживаниях верующих. Их можно петь в любое другое время.

4. Не стоит забывать про орган! Непременно используйте его в богослужениях. Орган – уникальный инструмент, по структуре звучания он обладает очень густым, богатым красками звуком, чистой интонацией и четкой артикуляцией при аккомпанировании. Он идеально подходит для сопровождения церковного пения в отличие от других инструментов, таких как, к примеру, гитара. Ничего не имею против гитары и слушаю много современных песен. Но гитара не сможет справиться с такой задачей, как поддержка многоголосья, даже если ее подключить к усилителю.

5. Возвращайте хор в храмы. Активное участие хора в богослужении помогает верующим открыться и присоединиться к пению. Ведь намного проще петь с подготовленной и уверенной группой, чем с маленьким ансамблем или солистом.

Говоря о хоре, хочется добавить, что он – тоже лицо прихода, и пение – это служение, так что певцы должны чувствовать свою причастность. Если возможности прихода позволяют, то было бы замечательно, если бы и хор был одет в одинаковую церковную одежду и находился вблизи алтаря (это также возможно и на местах хора, расположенных в пресвитерии).

Участие хора в церковных процессиях и торжественном входе украсит богослужение. Как пример, предлагаю посмотреть богослужение в соборе Нотр Дам де Пари.

6. По возможности избегайте постоянного пения сольного голоса во время службы. Нет ничего более убийственного для группового пения, чем солист, громко поющий в микрофон. Если нет другого выхода, то следует подумать о том, чтобы сохранить баланс между инструментом и голосом и оставить место для общего хора. Ведущий голос должен быть различим, не заглушая при этом общину и аккомпанемент. Необходимо позаботиться о том, чтобы система усиления не довлела над акустикой храма. Опять же, если размер храма позволяет, то, по крайней мере, в будние дни можно меньше пользоваться микрофонами во время служб, чтобы прихожане брали инициативу на себя.

Иногда орган может взять функцию сольного голоса на себя. В допустимых частях богослужения пение гимна возможно заменить соответствующим органным хоралом, к примеру, И.С. Баха или М. Регера. Мелодия хорала, звучащая в верхнем голосе, легко узнаваема, а потому позволит прихожанам вспомнить слова самостоятельно и вызовет желание присоединить свой голос к инструменту. Стоит также отметить, что традиционные органные вступления наилучшим образом настраивают общину на пение и участие в богослужении.

7. Сделайте пение неотъемлемой частью религиозной жизни и не только на мессе. Приучайтесь петь на разных церковных мероприятиях, конференциях. Пойте в семье за праздничным столом, слушайте религиозную музыку.

8. Поощряйте и поддерживайте искусство в своей общине. Весьма плодотворная практика – проводить концерты и возможно даже выставки в храмах, это будет приобщать людей к искусству и к музыке, сделает её частью культуры, а не простой обыденностью или приятным фоном.

9. Задействуйте детей во время богослужений. Организуйте хор воскресной школы и школу министрантов. Как показывает опыт, нет более эффективного способа, чтобы община пела, чем научить петь детей. Ведь они – будущее прихода. Занимайтесь с детьми в воскресные дни, берите руководителей хора в лагерь для детей и проводите занятия на свежем воздухе. Приобщайте детей к прекрасному, старайтесь не давать им тривиальный материал; церковное пение должно как обогащать духовно, так и воспитывать музыкальный вкус.

В заключении хочу добавить только то, что духовная музыка настолько же прекрасна, насколько незаменима и в литургии, и в жизни каждого верующего. Как это достойно и праведно присоединить свой голос к хору, славящему Господа, и как приятно слышать пение там, где царит любовь.

Алексей Попов

Алексей Попов
Органист-хормейстер храма Лурдской Божьей Матери в Санкт-Петербурге. Студент Санкт-Петербургского Государственного Университета, направления «Оперное пение» при Мариинском театре. Автор различных аранжировок церковных песнопений и ряда собственных сочинений.