Поет тот, кто любит

В первую очередь мне хочется искренне поблагодарить Алексея Попова за его статью «Что делать, если община не поет?». С авторами-католиками, в том числе и с публикующимися на портале Gaudete, нередко хочется вступить в диалог, потому что пишут они ярко и интересно. Однако если чаще всего мне хочется поспорить с авторами заметок, то почти под всеми тезисами статьи Алексея я готова подписаться обеими руками. Более того, хочется пожелать себе и коллегам по цеху набрать в легкие… терпения и действительно попытаться постепенно менять ситуацию с пением приходской общины.

Но, как мне кажется, глубинные причины «молчаливости» многих (к счастью, не всех!) приходов и общин гораздо более серьезны, а для их преодоления органистам понадобится дополнительная поддержка. Причины, о которых мне хотелось бы сказать, взаимосвязаны.

Риторический вопрос: что нужно для того, чтобы из десяти людей, более или менее умеющих петь, сделать хор? Опыт подсказывает, что нужно не только внятное «техзадание», но  прежде всего —  умение и желание слушать и слышать друг друга, общаться друг с другом, понимать незаметные жесты и подмигивания. Точно такова ситуация и с приходом. В конце концов, пение во время литургии – это лишь одно из дел, которые община может и должна делать именно как община. Молитва за катехуменов и больных, уборка храма, благотворительность, помощь в катехизации, а также (среди прочего) пение – не подвиги индивидуального благочестия, а миссия общины. Совместная деятельность, совместное служение позволяют узнать друг друга, научиться слышать и слушать, что не менее важно – научиться выражать свое мнение.  (А для этого нужно хотя бы его иметь). Петь в окружении чужих и незнакомых людей довольно сложно. Петь в компании друзей, которых хорошо знаешь и от которых не ждешь осуждения – гораздо проще, даже если не имеешь музыкального слуха.

И в том случае, если наши общины будут развиваться не только «экстенсивно» за счет новокрещеных и присоединившихся к Церкви, но и «интенсивно» — за счет укрепления, а скорее – нового обретения и оживления реальных связей между людьми, развивать пение на литургии будет гораздо легче.

Еще одна грандиозная проблема, препятствующая приходскому пению – повальная и вопиющая литургическая неграмотность не только среди обычных прихожан, но и, к сожалению, среди хористов. Внятно объяснить, почему нужно петь на Мессе, невозможно, если отсутствует понимание того, что же представляет собой само богослужение, каковы роли священника и прихожан, какую смысловую нагрузку имеет каждая из частей Мессы, периоды литургического года и т.п. Непонимание рождает иллюзии. Одна из самых распространенных заключается в том, что подлинно благочестивое поведение – это скромное молчание с опущенными глазами; если звуки приходится издавать, то лучше делать это как можно тише, не мешая другим. В связи с непониманием происходящего на богослужении, отсутствует и восприятие Мессы как подлинной «литургии», общинного делания, в котором миряне играют уникальную и необходимую роль. К сожалению, для большинства из нас Месса остается «местом, которое надо посетить», а не «делом, в котором хочется участвовать». Чтобы ситуация с литургической грамотностью и отношением к литургии изменилась, усилий одного, даже самого харизматичного органиста, недостаточно. Эпиграф, который выбрал Алексей к своей статье —  «поет тот, кто любит» — указывает на самую суть проблемы. Пение рождается от любви, а любовь невозможна без узнавания.

Сухой остаток:

- не будет настоящих общин – не будет пения.

- не будет литургической грамотности – не будет пения.

- ну и в конце все-таки решусь высказать совершенно крамольное и провокационное соображение. Что будет делать абстрактная община, если постоянный органист уедет в кругосветное путешествие, уборщица уйдет в многолетний декрет, все до одной сестры-катехизаторы уедут на родину, и найти всем им профессиональную замену будет невозможно? Выхода два. Либо сидеть в молчании, мусоре и религиозном неведении, либо самим взять в руки песенник, швабру и книжку.

 Анастасия Паламарчук

 

Анастасия Паламарчук
Прихожанка храма св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге, органистка. Доктор исторических наук, историк- медиевист.