О шоколаде и посте

Как известно, шоколад очень древний напиток. Историки говорят о том, что индейцы были с ним знакомы еще за пятнадцать веков до Рождества Христова. Правда, изготовляемый тогда шоколад был совсем не похож на привычный нам. Во-первых, он не был сладким. Во-вторых, в него добавляли непривычные для современного человека специи, из которых сохранился, пожалуй, только острый перец. В те далекие времена шоколадный напиток использовался и как дар дружбы, и как афродизиак, и как лекарство.

Европейцы впервые столкнулись с шоколадом во время четвертого похода Колумба. Средний сын первопроходца Фердинанд Колумб в своем дневнике так описывает встречу с индейцами, которые подплыли к их кораблю с дарами: «Запасают они те же коренья и зерна, что и мы едим в Испании, и сорт вина из кукурузы, которое напоминает Английское пиво; и много таких орехов (какао), которые в Новой Испании употребляют как деньги. Похоже, что орехи эти у них в высокой цене; когда они поднимались со своими дарами на борт корабля, я наблюдал, как один из таких орешков упал, и они все ринулись поднимать его, так будто это глаз выпал».

chocolate_01

Вначале испанцы воспринимали шоколад как лекарственный напиток. Им лечили хандру и возвышенную меланхолию, которой нередко страдали знатные дамы и монахини. Были даже «научные» исследования, посвященное влиянию на святых жен и дев этого напитка и значительному улучшению их физического состояния и молитвенной жизни.

Испанцы строго хранили секрет привезенного из новых земель «снадобья». Но шила в мешке не утаишь. Испанская принцесса Анна Австрийская привезла рецепт шоколада во Францию. Она нередко говорила, что сильно пристрастилась к этому напитку и принимает его по чашечке в день, что несказанно улучшает ее самочувствие.

Особую популярность шоколад приобретает в мексиканских колониях. Именно здесь в него начинают добавлять молоко и сахар. Из горького лекарства он становится настоящим лакомством. Один из летописцев того времени доносит до нас забавный случай, характеризующий привязанность испанских поселенцев к шоколаду, которую уже вполне можно назвать греховной.

chocolate_08

Дело в том, что знатные и богатые особы воспринимали обязательное посещение мессы, как нечто скучное и требующее дополнительных развлечений. И тогда дамы придумали, как разнообразить свое присутствие в храме. Примерно в середине богослужения служанки приносили им чашечку сладкого шоколада. Такое поведение вызвало возмущение местного епископа, который не придумал лучшего способа, как повесить на двери храмов предупреждение, что на мессе не место тем, кто пьет во время богослужения шоколад. Знатные дамы пожали плечами и перестали посещать дом Божий. Конфликт знати и епископа дошел до того, что владыку просто отравили, чтобы не мешал всем спокойно жить. И отравили его все тем же шоколадом, который, об этом хорошо знали индейцы, прекрасно «обволакивает» все дополнительные привкусы и добавки.

Надо сказать, что впоследствии этим свойством воспользовались отцы иезуиты. Довольно скоро они стали главными поставщиками шоколада из Нового Света в Европу. Как утверждает предание, одного из пап, с которым у Общества Иисуса отношения никак не складывались, отравили именно этим темным и вязким напитком.

К тому времени Испания уже утратила монополию на шоколад, и он получил необыкновенную популярность повсеместно. Его употребляли не только знатные и богатые, но и простые люди. Особенно популярен шоколад стал в Англии, где его распространению способствовали возникающие сети кофеен.

chocolate_05

В это же время начались споры о доступности этого напитка в пост. Протестантские страны сразу же заняли антишколоданую позицию. Слишком уж этот напиток приятен для вкуса и обоняния. В католической же среде мнения были самые разные. Противниками шоколада стали доминиканцы, занявшие позицию близкую к протестантской. Они считали, что шоколад – это пища, которая не уместна в пост. Кроме того, для приготовления этого напитка использовали сливки и яйцо, которые, в силу строгости тогдашних правил, делали шоколад не совсем постной пищей. 

Иезуиты же напротив считали, что шоколад – это напиток, а жидкое, как известно, поста не нарушает. Надо сказать, что Общество Иисуса было кровно заинтересовано в том, чтобы продажи какао-бобов не снижались в течение всего года. Тогда ведь постились абсолютно все, поэтому признание шоколада непостным продуктом снижало бы доходы ордена как минимум два раза в год. И тогда иезуиты решили пойти на хитрость. Они обратились к папе Пию V. До этого понтифик ни разу не пробовал этого напитка. Отец Джироламо де Сан-Винченцо приготовил его для Святейшего Отца, но использовал для этого только воду и ни грамма сахара. В результате холодная (тогда шоколад предпочитали пить прохладным) вязкая жидкость оказалась на вкус отвратительна. Папа очень удивился, о чем спор и разрешил пить сей странный напиток, видимо, в целях умерщвления плоти.

chocolate_03

Тем не менее, к вопросу о шоколаде Церковь возвращалась снова и снова. Чаще всего применялся принцип, придуманный еще духовником Людовика XIV, в пост шоколад употреблять можно, но не макать в него булочку.

В 1828 г. голландский химик Конрад Иоганн ван Хаутен научился делать твердый шоколад. И с тех пор уже в виде плиток он распространился повсеместно. До Второго Ватиканского собора Церковь практически во всех странах запрещала употребление шоколада в пост, особенно молочного шоколада, производимого бельгийцами с 80-х годов XIX века.

В наши дни, когда пост уже не столь строг, тем не менее, многие священники рекомендуют отказаться на это время от шоколада. Руководствуются они как раз тем принципом, который некогда был выдвинут доминиканцами, о том, что данный продукт приносит своего рода наслаждение, которое совсем не уместно в пост. Впрочем, сейчас внимание Церкви больше направлено на духовную подготовку, на покаяние и внимательное отношение к своей жизни, чем на гастрономические ограничения, поэтому вопрос о допустимости в пост шоколада уже не стоит так остро.

Анна Гольдина

Анна Гольдина
Прихожанка храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Искусствовед, психолог, магистр богословия. Постоянный автор ряда православных и католических журналов. Редактор блога «Тау». Замужем. Мать троих детей.