Почему Екатерину Сиенскую не сожгли?

В истории Екатерины Сиенской для меня остается один нерешенный вопрос. Почему ее не сожгли на костре?
Разумеется, я ничуть не жалею, что в день памяти св. Екатерины священники облачаются в белое, а не в мученическое красное. Но все же, почему? Казалось бы, самый что ни на есть подходящий кандидат для костра. Женщина. Уже подозрительно. Видения, экстазы случались? Еще как. Вот у Жанны д’Арк тоже были видения, результат известен. Может быть, Екатерину не сожгли из-за ее подвижнической жизни, проповеди идеалов Евангелия? Видимо, именно это в 1370 – 74 гг. навлекло на Екатерину обвинение в ереси. Суд инквизиции, а затем капитул доминиканского ордена Екатерину оправдал, однако так крупно везло далеко не всем подвижникам, вспомним Савонаролу. Кроме того, сама причастность к политической игре под названием «Авиньонское пленение пап» легко могла стоить головы слишком смелым писателям или ораторам.

Catherine_03

В доминиканском ордене св. Екатерина Сиенская считается покровительницей доминиканцев-мирян, однако ее пример может внести новые краски в представления о роли мирян в Церкви вообще.

Екатерина – человек самостоятельный и сознающий свое достоинство. Разумеется, прежде всего достоинство дочери и невесты Христа. Но была еще добрая почва – чувство собственного достоинства итальянских горожан. Это уже не «безмолвствующее большинство» средневекового крестьянства, покорно внимающего всему, что скажет сеньор или проповедник. Это люди, которые знают цену своему труду, умеют добиваться своего, знают свои права. Сознают, что если хочешь достичь цели, надо действовать. Екатерина – дочь своего народа и своего города.

Екатерина Сиенская, как мне кажется, обладала одним качеством, важным для всех мирян, а особенно для женщин. Она умела вдохновлять. Она не только идет собственным путем, не ожидая, пока к ней прибежит заботливый проповедник или духовник, объяснит и подтолкнет, скажет, куда идти и с какой скоростью. Наоборот: духовный опыт и жизненная смелость Екатерины, мирянки, давали вдохновение тем, кто ее окружал, в том числе и духовенству, и братьям доминиканцам. Позитивный духовный заряд, желание святости. Дорогие миряне, признаемся честно: в нас сегодня есть то, чем мы можем вдохновлять наших священников? Инициативы, идеи, апостольский огонь, креатив? Можем ли мы жить взрослой, интересной, достойной христианской жизнью, такой, чтобы духовенство пораскрывало рты? Зрелость мирян – хороший стимул для пастырей. Если развиваются одни, неизбежно придется подтягиваться и всем остальным.

Catherine_02

Она была смелой женщиной, эта дочь красильщика. Не знаю, была ли она смелой всегда, или ей приходилось перебарывать смущение, держа речи перед клиром и знатью. Однако правители земли – всего лишь люди, а осмелиться впустить Бога в свою жизнь – так просто и так страшно. Все же Он – великий Бог, и, чего доброго, начнет творить через тебя великие дела. Если даже не великие – все равно начнет действовать. Это означает, что чем ближе Бог, тем больше вероятность трудностей, неудобств, конфронтации с обычаями мира сего. Вероятно поэтому мы предпочитаем не очень-то подпускать Его к себе. Может быть больно. У Екатерины болели ее невидимые стигматы, а сердце разбивалось от боли церковной схизмы. Дорогие миряне, вступая в Церковь, становясь частью Тела Христова, не ждите счастья, а запасайтесь смелостью и твердостью. Пригодятся.

Catherine_01
И все же, возвращаясь к исходному вопросу: почему Екатерина Сиенская не поплатилась за свои слова и поступки? У меня есть две версии. Первая: то, чем заняты миряне, их слова, мольбы, надежды и просьбы для церковной иерархии вопрос все-таки второстепенный. Поэтому, возможно, до Екатерины просто не дошли руки – еще бы, великие дела церковной политики, передел мест и должностей был в самом разгаре. Так что мистиком-другим можно было просто пренебречь.
Вторая версия. Так как Церковь все же водима Духом Святым, в ней, вопреки всей человеческой предсказуемости, остается место для божественного Промысла. История св. Екатерины Сиенской – своего рода сказка про Золушку. Самое большое чудо – то, что ей действительно удалось сделать то, чего она жаждала, но еще большее чудо, возможно – то, что ее голос был услышан. Это дает надежду.

Анастасия Паламарчук

Анастасия Паламарчук
Прихожанка храма св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге, органистка. Доктор исторических наук, историк- медиевист.