Архиеп. Дитрих Брауэр: «Мартин Лютер не отделял себя от Католической Церкви»

Ровно 499 лет назад Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов с критикой практики индульгенций. День накануне Торжества всех святых стал считаться началом Реформации в Европе. Мы побеседовали с архиепископом Евангелическо-Лютеранской Церкви в России Дитрихом Брауэром о современных лютеранах и экуменическом диалоге.

- Без малого пятьсот лет назад началась реформация, которую можно назвать расколом Западной Церкви. Лютер решительно разорвал отношения с Римский Папой. Теперь Папа отправляется в Швецию, чтобы принять участие в праздновании юбилея Реформации. Что происходит, как считаете?
- Происходят радостные события: не только сближение церквей, не только диалог между ними, но и совместная молитва, совместное богослужение после сотен лет некоторого противостояния и разногласий. Последние 100 лет между нашими Церквами ведется интенсивный диалог. От общения вербального мы перешли к общению духовному. Это очень ценно, и мы этому очень рады. В наших общинах мы будем распространять информацию об участии папы в праздновании юбилея Реформации; о том, что мы вместе молимся, ведем диалог друг с другом, в том числе и относительно совместного причащения.

И это самая актуальная задача, стоящая сейчас перед нами. Очень много уже достигнуто. Например, в 1999 году достигнуто взаимопонимание с Католической Церковью в учении об оправдании. Достигнуто взаимопонимание относительно многих богословских аспектов, в том числе таинств. Подписан совместный документ «От конфликта к общению». В нем обозначено и единое видение многих вопросов, и те вещи, которые нуждаются в уточнении. Главная идея этого документа – единство Церкви согласно заповеди Христовой.

В Вашем вопросе упоминается, что Лютер отмежевался от Католической Церкви. Действительно, в 1520 году состоялось отлучение Мартина Лютера от Католической Церкви. Но это произошло согласно булле Папы, которая требовала от Лютера отречься от его тезисов. В его тезисах были обнажены те злоупотребления, которые существовали тогда в церкви. И которые были позднее признаны Католической Церковью.

Мартин Лютер никоим образом не отделял себя от Католической Церкви, как Церкви вселенской. Папа отлучил Мартина Лютера, и Лютер не мог согласиться с этим решением. И, в конечном итоге, ему ничего не оставалось, как созидать церковную, приходскую жизнь.

bauer_01

Аугсбургское исповедание в каком-то смысле вполне католическое. Оно сохраняет все основы католической церкви и при этом открывает возможность для реформ. И реформы эти нужны были не для того, чтобы создать какую-то отдельную конфессию, а для того, чтобы вернуть церковь к ее единому корню. Этот духовный корень – сам Христос.

Все учения Реформации – старые учения. Например, учение о спасении по благодати через веру. Это библейское учение, в котором нет ничего нового, это учение отцов церкви. Оно нуждалось в новом осмыслении. Вся церковь нуждалась в обновлении. В настоящее время между нашими церквами достигнут консенсус мнений, что это обновление было необходимо.

Сегодня мы, безусловно, сожалеем о том, что произошло после Реформации. Войны, противостояния – это наш обоюдный человеческий грех. Мы все в нем раскаиваемся.
Но, раскаиваясь в прошлых грехах, мы уверенно смотрим в будущее. Эту уверенность мы черпаем в происходящем на наших глазах успешном диалоге между нашими церквами.

- Лютеране в разных странах мира возводят храмы, посвященные святым, появляются лютеранские монастыри, лютеране перенимают католические молитвенные практики (розарий, месса св. Фомы в Финляндии). Спустя 500 лет идет движение в обратную сторону?
- Нет, это не движение в обратную сторону. Все это всегда существовало в лютеранской традиции. Лютеранская церковь это церковь Реформации, и у Лютера не было цели создавать какую-то новую церковь. Целью Лютера было реформировать Католическую Церковь. Поэтому монастыри, возведение церквей в честь святых – все это существовало и существует по сей день в лютеранской традиции.

Сам Мартин Лютер вынужден был покинуть монастырь. Но он не был против определенных форм благочестия. И мы ни в коем случае не отвергаем почитания святых. Например, наш Кафедральный Собор назван в честь святых Петра и Павла. И все наши церкви носят имена тех или иных святых. Святые, безусловно, являются для нас примером, которому мы следуем. Но этот пример мы ни в коем случае не ставим в один ряд с нашим Спасителем Иисусом Христом.
Мы продолжаем вселенскую кафолическую традицию, которая зародилась в первых веках христианства. И те различия, которые существуют между различными христианскими традициями, не должны стать препятствием для диалога.

- Если честно, то можно запутаться в обилии лютеранских церквей в нашей стране: Евангелическо-лютеранская церковь Европейской части России, Евангелическо-лютеранская Церковь Урала, Сибири и Дальнего Востока, Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии, Сибирская Евангелическо-Лютеранская Церковь, Карельская Евангелическо-лютеранская Церковь, Евангелическо-лютеранская Церковь «Согласие», Евангелическо-лютеранская Церковь Аугсбургского Исповедания… Это разные епархии одной Церкви или разные структуры? Кто из них «настоящие лютеране»? С кем католикам строить диалог?

- Сейчас передо мной лежит список зарегистрированных в Минюсте России религиозных организаций. И я вижу здесь около десятка церквей, претендующих на звание православных; несколько церквей хотят считаться старообрядческими. И в католической среде существует как каноническая Католическая Церковь, так и различные течения. Например, лефевристы и старокатолики. Есть некие группы, которые в Интернет-пространстве выдают себя за представителей Римско-Католической церкви. К сожалению, это феномен современности. Это явление нового информационного пространства, позволяющее не очень чистоплотным людям дезинфомировать верующих. То же самое происходит и в протестантской среде, и в лютеранской церкви тоже. 

В своем вопросе Вы назвали наши региональные церкви. Как существует Архиепархия Божьей Матери в Москве, существуют и другие епархии Католической Церкви в России. Примерно такая же структура и в нашей Лютеранской церкви России.

Некоторые из названных Вами структур не являются каноническими для Лютеранской церкви России. Так же, как некоторые псевдокатолические структуры не являются каноническими для Католической Церкви.

bauer_03

Существуют основы преемственности в церкви, которые были сохранены нами во времена репрессий и гонений. В чем-то они отличаются от католических, но, в то же время очень похожи. Любой епископ в Лютеранской церкви поставляется согласно апостольским правилам. Существует у нас и апостольская преемственность. Да, она несколько иначе понимается в Лютеранской церкви, чем в Католической. Но есть и много родственных представлений по этому вопросу.

Мы будем вести диалог с Католической Церковью. Для нас именно она является канонической Церковью. Также и мы хотим, чтобы воспринимали канонической церковью именно традиционную Евангелическо-Лютеранскую Церковь России, которая существует в России уже более 440 лет.

Евангелическо-Лютеранская Церковь России входит во Всемирную Лютеранскую Федерацию, которая объединяет лютеранские церкви во всем мире. В нашей церкви нет такого единоначалия, как в католической. В этом смысле мы похожи на православную церковь. Православные церкви являются национальными. И наши лютеранские церкви тоже национальные, которые объединены в ВЛФ. Мы являемся там членами.

Церковь Ингрии – наша сестринская Церковь. Ингрия это историческая часть России севернее Санкт-Петербурга. Это финское культурное и этническое наследие. Но в то же время это часть канонической Лютеранской Церкви, с которой мы находимся в полном общении.

- Чем живут лютеране России сегодня?
- Мы живем молитвами, мы живем надеждами, памятью о том, что Лютеранская церковь большое и важное наследие России.

Мы не являемся какой-то иностранной конфессией или новой конфессией для России. Мы вполне традиционная часть российского общества и русской духовности.
Мы до сих пор живем и молитвами о том, чтобы возвращались наши храмы, чтобы они восстанавливались. Мы литургическая Церковь, и для нас важно восстановить приходскую жизнь в полном объеме. Это необходимо для того, чтобы церковь выполняла свою основную задачу – проповедь Евангелия.

- Какое место занимает экуменический диалог с католиками в жизни Лютеранской Церкви в России?
- Наша конфессия очень экуменически ориентирована. Двери нашего исповедания открыты для укрепления отношений со всеми конфессиями, и, в первую очередь, с Католической Церковью. Совсем недавно я встречался с архиепископом Паоло Пецци. Мы обсуждали различные вопросы, в том числе, как вместе будем отмечать 500-летний юбилей Реформации в следующем году. На официальном уровне Католическая Церковь будет взаимодействовать с Лютеранской церковью во всем мире в праздновании этого большого события.

Безусловно, этот праздник имеет и горький привкус разделения и конфронтации церквей, что является грехом. Мы хотим вместе оплакивать этот грех и вместе каяться в нем для того, чтобы преодолеть его, и идти дальше.

bauer_04

- Как российские лютеране будут праздновать 500-летие Реформации?
- На юбилейный 2017 год намечен целый ряд мероприятий: конференции, презентации книг, ярмарки. В них нас поддерживает и государство, и традиционные конфессии России. Сейчас мы создаем организационный комитет по празднованию. Он находится в стадии формирования. Я очень надеюсь, что в него войдут высшие представители традиционных конфессий. Это позволит нам провести мероприятия на самом высоком уровне. И не только в религиозной среде, но и с просветительскими и общекультурными целями.

Необходимо сделать так, чтобы юбилей не стал только воспоминанием об исторических процессах, но чтобы люди восприняли идеи реформации как близкие себе. И не только в области церковных отношений, но и в области культуры, науки и политики. Процессы реформации, обновления нужны всем нам. Нам всегда нужно задумываться о том, что требует обновления, а что нуждается в сохранении. Вот такой диалог нам необходим.

Благодарим за помощь в организации и проведении интервью Юлию Виноградову
Фотографии Натальи Гилевой и из архива пресс-службы ЕЛЦР

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.