Кто ест гуся в пост?

До 1215 года, когда папа Иннокентий III на Четвертом Латеранском соборе приказал прекратить эту пагубную практику, гуся ели все. Все, кто мог поймать!

Как мы помним, времена это были голодные, войны, эпидемии, неурожаи. А Великий пост долог и суров. Здоровым европейским мужчинам, которые в те суровые годы были не только вежливы и набожны, но и упражняли свою удаль ратными подвигами, паломническими пешими путешествиями, а также подвигами покаяния, хотелось есть.  Картошку в Европу тогда еще не завезли, да и о рисе мало кто знал, поэтому приходилось неустанно искать калорийную пищу для поддержания боевого настроя среди населения.

Barnacle goose_06

И тогда умные охотники обратили внимание на одну весьма интересную птицу. Ее черно-белое оперение трудно не заметить. Да и размеры у нее вполне внушительные. Это была белощекая казарка. Тогда она обитала в основном на берегах Балтийского моря, и ее хорошо знали жители современной Швеции и Эстонии.  А вот зимовать эти яркие птички прилетали на территории, которые сейчас принадлежат Бельгии, Франции и Голландии. Весной, как раз в период Великого поста, начиналась активная миграция этих птиц. И пролетали они над многими европейскими странами. Их широкий клин охотники замечали издали. Как и все гуси, они передвигаются ровным треугольником. Так эти птицы управляют воздушными потоками и избегают завихрений, которые возникают после впереди летящей птицы. Поэты сравнивали гусиный клин с парусом и были недалеки от истины.

Что же отличало этих птиц от других гусей, кроме контрастного оперения?

Человечество давно живет бок о бок с гусями. Эти птицы травоядны и потому могут найти себе еду где угодно. Древние люди поняли, что пищей их не приманить, и стали просто отлавливать птенцов и выращивать их в неволе. Гуси оказались верными компаньонами. Они обладают довольно высоким интеллектом и потому привязываются к своему воспитателю. Их даже можно выдрессировать, обучив простейшим командам. Как и лебеди, гуси моногамны и привязываются к конкретному месту, стараясь оберегать его. Не зря же в Древнем Риме они были птицами Юноны, богини, супруги верховного бога Юпитера. Тогда эти птицы воспринимались как хранители домашнего очага и семейного уюта. Однажды они даже спасли Рим. Почуяв пробирающегося в город неприятеля, гуси всполошились и своим гоготом разбудили стражей Капитолия.

Barnacle goose_10

Эти птицы довольно агрессивны и могут напасть на человека или собаку, пересекающих территорию, которую они считают своей. Интересно, что при этом других птиц они не трогают. Мало того, гуси издали подмечают охотника и сделают все возможное, чтобы не подпустить его к себе.

Так что эти милые птички вполне себе подходят на роль «мяса», а значит они могли бы спокойно пролетать над Европой к своему берегу Балтийского моря, если бы…

Все гуси, белые, серые, с красными шейками и без, могли лететь себе своей дорогой, но только не белощекие казарки. Все вроде у них как у других гусей. Только вот совершенно непонятно, где они выводят своих птенцов. Средневековые орнитологи нашли интересный ответ: белощекие казарки – птицы древесного происхождения. В рукописных книгах, да и в некоторых печатных издания середины XIX века можно найти удивительные истории о том, как появляются они на свет.

Одни утверждали, что эти небольшие гуси получаются из кусков древесины ели, упавших в море. Другие считали, что они развиваются под водой из специальных раковин, отсюда их кельтское название «морская уточка». Были и такие, кто предполагал, что появляются эти гуси не из яиц, а из чрева огромного морского червя, или моллюсков, которые живут в море под подводной древесиной.

Barnacle goose_12

Какой же вывод из этого сделали здоровые европейские мужчины, терпевшие муки голода в период Великого поста? Правильно, что этот гусь – не гусь. Он не дичь и не мясо. Он – обросшая перьями крякающая елка или, на худой конец, пернатая рыба. Но не мясо!!! А значит, можно его есть в пост.

Вездесущие летописцы с гордостью делятся со своими будущими читателями не только сведениями о том, как же хитро был решен вопрос с этим бело-черным гусем, но и оставляют многочисленные рецепты его приготовления. Предлагаемые яства способны утолить голод даже очень крупного и утомленного ратными подвигами мужчины, что уж говорить о монахах и епископах, которым по долгу службы положено проявлять умеренность.

Надо сказать, что в какой-то момент церковное руководство всерьез заинтересовалось этим вопросом. Можно или нельзя есть гуся в пост? Птица была отловлена и продегустирована. Рассмотрена и так, и эдак. По всем признака она вообще никак не отличалась от своих собратьев. И тогда было принято решение считать ее мясом. Даже не смотря на то, что она крякающая елка или пернатая рыба. «По вкусу мясо – значит мясо», — решил папа и подтвердил свое решение на соборе.  Видимо, все чувствовали, что с этим гусем что-то не так, потому что всплеска народного негодования не последовало. Кроме того, гусь был объявлен не постной пищей не только христианами, но и иудеями того времени, которые исходили из того же принципа, что и католики: все в этой птице как в обычном гусе, значит он не может употребляться в пост.

Barnacle goose_08

Тайну этой птички открыли только в XX веке. Белощекая казарка, как и все гуси, откладывает яйца и выводит птенцов. Только делает она это в труднодоступных для человека местах. Она выбирает горные уступы, скалы с крутыми обрывами. Здесь ее черно-белое оперение становится  практически незаметным, и ей проще скрывать птенцов от хищников. Хотя хитрые песцы и там находят и разоряют их гнезда. Сейчас эту птичку научились разводить в неволе. Ведет она себя как и все остальные гуси и даже скрещивается с ними, давая более крупное и мясистое потомство. Теперь уже никто не скажет, что белощекая казарка – не дичь и не мясо. Впрочем, и времена уже не столь голодные, пост не столь суровый, а здоровые европейские мужчины едят некалорийные продукты из ближайшего супермаркета.

 Анна Гольдина

Анна Гольдина
Прихожанка храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Искусствовед, психолог, магистр богословия. Постоянный автор ряда православных и католических журналов. Редактор блога «Тау». Замужем. Мать троих детей.