Торжество веры и надежды

Несмотря на исключительную роль Марии в жизни христианской церкви, на  осмысление событий, связанных с Ее жизнью, богословам понадобилось гораздо больше времени, чем представляется разумным. Догмат о Непорочном зачатии был провозглашен в  1854 г., а догматическое определение Вознесению Девы Марии было дано лишь в 1950 г. Самые разнообразные формы почитания Приснодевы – от официальных литургических практик до народного благочестия компенсируют тот факт, что о событиях земной жизни матери Иисуса известно до обидного мало.

assumption_01

В церковной традиции фигура Девы Марии неизменно ассоциировалась с раем, врата которого закрылись после грехопадения Евы и вновь отворились с воскресением Христа. Эта тема звучит в самом раннем тексте, повествующем о событиях смерти Девы Марии («Книга об упокоении», сохранившаяся в эфиопской рукописи и созданная около IV в.) и развивается в более поздних сирийских и греческих источниках V – VI вв. В «Сказании об Успении Богородицы» псевдо-Иоанна Богослова Иисус устраивает своей Матери подробную экскурсию по райскому саду. Сам факт окончания Ее земного пути, как и смерть Ее Сына, оказываются знаком не завершения, а начала новой жизни, призывом в будущую нескончаемую жизнь. Пожалуй, самым известным поэтическим выражением этой традиции в период Средневековья является гимн Ave maris stella, сложенный св. Бернаром Клервоским:

Ave, maris stella, Dei Mater alma
Atque semper virgo, felix coeli porta
Sumens illud Ave Gabrielis ore
Funda nos in pace, mutans Evae nomen

Радуйся, звезда утренняя, мать-кормилица Бога
Приснодева, счастливые врата Небес.
Принявшая приветствие из уст Гавриила,
Утверди нас в мире, изменив имя Евы.

assumption_03

Именно в праздник Успения в период Средневековья совершались одни из самых зрелищных мистерий, также призванных показать верным красоту Рая, прямым путем в который является почитание Пречистой.  То, что в Священном Писании не находилось достаточное количество текстов,  которые могли быть напрямую связаны с кончиной Богородицы, парадоксальным образом стало стимулом к развитию внелитургического творчества. Сохранилось несколько текстов средневековых мистерий на торжество Вознесения, празднование которого растягивалось на два дня: в первый день, 14 августа, воспоминалось собственно Успение пресвятой Богородицы, во второй день, 15 августа – Вознесение и увенчание небесной славой. Представления в эти дни сопровождались не только сложным музыкальным сопровождением, но и использованием технических новинок. Вкратце сюжет действа был таков. Апостолы покидали Иерусалим для проповеди Евангелия, а Дева Мария оставалась в святом городе, посещая места, связанные с жизнью Ее Сына. Это был удачный повод снова разыграть перед народом сцены Рождества, Крещения, Страстей и Воскресения. Затем Богородица, предчувствуя приближение конца, обращалась ко Господу с просьбой перед смертью еще раз увидеться  с апостолами. В этот момент по сценарию мистерии начиналось использование спецэффектов: с небес к Марии с пальмовой ветвью в руках опускался архангел Гавриил. Дав Марии знак, что ее молитва услышана, архангел по одному переносил апостолов в условный Иерусалим. Мария умирала, но в этот момент являлся Иисус и возносил Ее на Небеса.

assumption_02

По другой версии сценария, апостолы полагали тело Богородицы в гроб и несли его в похоронной процессии: Иисус, сошедший с неба, пытался помешать погребению, но ослепленные ученики не видели Его. Руки ученика, пытавшегося опустить гроб в могилу, прилипали к нему, что должно было привести зрителей в ужас.  На следующий день после погребения Иисус являлся вновь и возносил Марию в Рай. Технически для этого действия использовался специально сконструированный и замаскированный лифт – «изюминка» всей мистерии.  Еще один вариант предполагал сцену с «неверием Фомы»: апостол, не бывший с остальными в момент погребения Девы, находясь в пустыне вдруг слышал звуки труб и Марию, возносимую в Небеса. Зрители также могли воочию лицезреть открывающийся Рай – место веселья и радости, наполненное самой изысканной музыкой. После сего все апостолы собирались вместе, символизируя вновь собранную Церковь, готовую к миссии. 

Несмотря на всю наивность средневековых представлений в них было нечто, чего, как мне кажется, очень не хватает современному благочестию. Реальность, осязаемость, близость и привлекательность Неба – места, куда каждый из нас призван прийти, рано или поздно, вслед за Пресвятой Богородицей.

Анастасия Паламарчук

Анастасия Паламарчук
Прихожанка храма св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге, органистка. Доктор исторических наук, историк- медиевист.