С-Петербург всегда был веротерпимым городом

Отец Александр Асонов — человек интересной судьбы. Он был лютеранским пастором, настоятелем одного из храмов и возглавлял информационный отдел Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии. Был одним из ярких участников межконфессионального диалога в Санкт-Петербурге. Однако, три года назад он оставил ЕЛЦ и перешел в православие, а весной 2013 года был рукоположен во священники. Сейчас иерей Александр Асонов заведует канцелярией Гатчинской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата и возглавляет в ней Отдел по связям с общественностью.
Нам показалось, что именно этот священник будет самым лучшим собеседником на тему христианского единства.

- Отче, Вы были лютеранским пастором, сейчас вы православный священник. Это изменение — следствие общения с другими конфессиями, богословского диалога?

- И да, и нет. Я бы сказал, что данное изменение в моей жизни произошло, прежде всего, вследствие определенного Божественного откровения, которое направляет каждого христианина. Конечно же, нельзя отрицать и влияние общения с людьми, которые, так или иначе, являются носителями церковной культуры и свидетелями веры, но, наверное в моем случае стоит говорить о совокупности всех факторов.

Собственно говоря, лично я всегда видел в Православной и Католической Церквях истинную Церковь, хоть и разделенную, но основанную Самим Христом, который являет Собой ее Главу и, наверное, мой выбор естественное следствие моих христианских убеждений.

- Вы долгие годы принимали участие в экуменическим, межхристианском диалоге в С-Петербурге, в разных мероприятиях. На Ваш взгляд, есть ли какая-то динамика, если ли изменения в лучшую сторону?

- Это не простой вопрос, поскольку нам не следует забывать, что Санкт-Петербург всегда был поликонфессиональным городом и, вследствие этого, более веротерпимым. Здесь на протяжении столетий мирно сосуществовали представители разных христианских традиций. Достаточно выйти на Невский проспект и сразу видно тесное соседство древневосточной Армянской Апостольской Церкви, Русской Православной, Католической и нескольких Евангелическо-лютеранских церквей. Кроме этого, в нашем городе существует несколько реформатских храмов, а также домов молитв баптистов и евангельских христиан.

asonov2
Если говорить о православных, католиках и христианах древневосточных церквей, то лично я наблюдаю только лишь постоянное стремление к сближению и желание позитивного диалога. Собственно, мне кажется, на уровне епархий и некоторых приходов так и происходит именно на практике, а не в какой то отвлеченной теории.

В отношение же других церквей динамика межцерковного общения и сотрудничества в последние годы переживает некоторые серьезные изменения. Так например, недавно был приостановлен многолетний богословский диалог Русской Православной Церкви с Евангелическо-лютеранской церковью республики Финляндии как следствие весьма терпимого, я бы сказал крайне либерального, отношения последней к делу сохранения традиционных семейных ценностей. До этого был также приостановлен диалог с Церковью королевства Швеции по примерно тем же причинам. Кроме этого, весьма сложно складывается ситуация во взаимоотношениях с Евангелической Церковью Германии и Церковью королевства Англии. Все это накладывает определенный отпечаток и на взаимоотношения с представителями тех религиозных организаций, которые исторически и догматически связаны с данными церковными общинами на западе.

Что же касается евангельских христиан, баптистов и иных околопротестантских религиозных групп и организаций, то тут больше вопросов, чем ответов, поскольку практически не существует основополагающих догматических и богословских принципов, на которых можно было бы строить дискуссию. Все это происходит по причине разобщенности среди самих евангельских христиан и баптистов, а также вследствие их исторического формирования. Некоторые из подобных околопротестанстких общин возникли только лишь где то в конце XIX — начале XX столетия, в то время как другие появились вообще совсем недавно. Чаще всего они представляют собой автокефальные (независимые) группы, управляемые одним лидером, который может менять свое мнение об основах своей веры чуть ли не ежедневно. Как результат, у нас практически нет и не было никаких богословских серьезных диспутов. Конечно же, я не претендую на истину в последней инстанции, впрочем, факт есть факт.

- На сколько  различные Церкви в Петербурге действительно заинтересованы в сотрудничестве?

- Наверное, стоит говорить не о том, насколько различные церкви заинтересованы в сотрудничестве, а о том, кто реально может найти точки соприкосновения. Мне кажется, что мой предыдущий ответ на поставленный вопрос является исчерпывающим.

asonov3

- На Ваш взгляд, как развивается православно-католический диалог в Санкт-Петербурге и Ленобласти? Какие перспективы?

- Прежде всего, мне хочется отметить, что мое мнение может быть ошибочным, но мне кажется, что именно в Санкт-Петербурге и Ленобласти православно-католический диалог развивался и развивается весьма успешно. Уверен, что у нас широкий спектр положительных перспектив и не только лишь теоретического, но практического характера.

Любой может зайти на сайт патриархия.ру и прочитать об основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию, а в данном случае, к Римско-Католической Церкви. Там, в частности, отмечено, что общение с Римско-Католической Церковью должно строиться с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. Для православных христиан это весьма серьезное заявление, требующее внимательного отношения и существенного понимания степени нашей близости в области таинств и церковности. Я думаю, вы хорошо понимаете, что я имею в виду в данном случае. Суммируя мои слова, хотелось бы верить, что наши литургические молитвы «О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех» имеют свою силу.

- И еще один вопрос, не относящийся напрямую к теме беседы. Судьба о. Глеба Грозовского, клирика Гатчинcкой епархии, волновала и волнует христиан разных конфессий. Как сейчас обстоят у него дела?

- Я хорошо понимаю, что данная тема волнует многих чад Христовых, которые желают только лучшего, однако, к сожалению, в силу многих причин церковно-административного характера, я не могу комментировать данную тему. Отмечу только, что нам следует молиться за всех и просить у Господа мудрости и сил для совершения нашего христианского пути.

Беседовал Михаил Фатеев

Михаил Фатеев
Прихожанин храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Режиссер, продюсер, журналист. Отец троих детей.