7 вопросов о Пепельной среде

1. Почему Великий пост начинается в среду?
Великий пост длится 40 дней в память о днях, которые провел в Иудейской пустыне Иисус в начале Своего общественного служения. 40 –так же число лет, которые Моисей водил евреев по пустыне. Для Христа эти дни стали временем искушений и особой встречи с Отцом. Для евреев годы странствий оказались своеобразной школой жизни в свободе, трудной школой, ведущей к близости с Богом и желанием стать Его народом.

popielec_03

В первые века Церкви пост длился ровно 40 дней, т.е. отсчитывалось ровно 6 недель от Пасхи. В VII веке из этого времени были исключены воскресенья, которые по своей природе являются днями праздничными, воспоминанием Пасхи Христовой. Простой арифметический подсчет поможет нам понять, почему пост начинается со среды.
1) 6  х 7= 42 (6 недель до Пасхи)
2) 42 – 1= 41 (сразу вычитаем Пасхальное Воскресенье)
3) 42 – 6 = 36 (вычитаем все воскресенья)
4) 36 + 4 = 40 (добавляем недостающие 4 дня и получаем искомый день недели)

2. Немного истории
Обычай посыпать в первый день поста головы верных пеплом в истории Церкви формировался постепенно. В III веке пеплом посыпали головы тем членам общины, которые совершили какой-либо «общественный» грех. Это были еще времена гонений, поэтому к разряду подобных относились не только кражи или блуд, но и отказ от веры.

В VI веке среди римских верующих встречается традиция ставить пеплом знак креста на лоб кающихся, которые должны были примириться с Церковью в Великий Четверг или в Пасхальное время. В то время практиковалось общественное покаяния и пепел на лбу призван был содействовать не осуждению, но тому, чтобы вся община усиленно молилась в этот период за человека, ступившего на путь примирения с Богом.

popielec_02

В период между VIII и X веком практика ставить пеплом знак креста на лбу кающегося в первый день Великого поста постепенно исчезает в Риме и перемещается в «провинцию». Наибольшее распространение она получает в Англии и там же происходит смещение акцента этой традиции. Теперь это не только видимый знак грешника, но и символ скорби о своих грехах. Таким образом, речь идет уже не столько о том, что община думает о данном кающемся, но о его собственном переживании своей греховности перед Богом.

К началу XI века пепельный крест – это знак, который напоминает о благодати крещения и о желании человека от рабства греха вновь возвратиться к свободе чада Божьего.

С Синода 1091 года, состоявшегося в итальянском городе Беневенто под руководством папы Урбана II, обряд отмечать знаком креста лоб верных в начале Великого поста стал общеобязательным для всей Церкви, как для мирян, так и для клира. Таким образом, Церковь подчеркивала, что наступает время особого покаяния, периода подготовки к Пасхе, которая должна быть не только воспоминанием славных событий, но и новым переходом от греха и смерти к жизни.

С появлением обществ кающихся пепел на лбу и вретище стали отличительной чертой подобных братств. Они же и помогли внедрить в народные массы понимание того, что это не просто некий внешний знак, что за пеплом на челе должно стоять стремление к изменению жизни.

Общества кающихся повлияли и на то, что сам обряд был перенесен на начало богослужения и нередко проводился вообще сам по себе. Только с введением нового порядка мессы этот обряд был перенесен и закреплен в завершении Литургии Слова.

3. Знак креста не всегда ставили только на лбу. Интересно, что для монашествующих существовал обычай оставлять пепел и на тонзуре, чтобы таким образом лишний раз подчеркнуть покаяние.

popielec_06

4. Откуда берется пепел?
Пепел для Пепельной среды получают из сожженных пальмовых ветвей и верб, которые использовались в Вербное воскресенье предыдущего года. Пепел смешивают со святой водой и небольшим количеством освященного масла. Впрочем, существует и традиция оставлять пепел сухим и просто посыпать им головы верующих.

5. Пепел в Библии
Слова, используемые в обряде, отсылают нас к первым строкам Слова Божьего: «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт 3,19). Они напоминают нам об Адаме, сотворенном из праха земного. При кажущейся простоте этого объяснения, в нем скрывается множество смыслов. Для начала стоит вспомнить, что слова эти были произнесены после грехопадения, когда первые люди покидали Эдемский сад. Они заключают описание пути возвращения к Богу, по которому теперь им предстоит идти.

Адам создан из праха, пепла, просто пыли практически. Возникает вопрос: откуда же взялся этот прах, если весь мир был совсем новенький. Мы можем найти ответ у иудейских мудрецов. Дело в том, что когда речь идет о творении человека, используется глагол «наасе», который переводится как «сделать из уже имеющегося», «довести до совершенства». С одной стороны, это подчеркивает, что человек призван был стать венцом творения. С другой, приводит нас к идее, что мир творился постепенно и на его творения ушли не просто три световых дня, а какое-то невероятное количество времени, когда одни формы сменяли другие. Проходили глобальные изменения, прежде чем новый мир оказался готовым принять человека. Адам вбирает в себя все, что было до него, становясь вершиной всего творения.

Но и это еще не все. Тот же глагол «наасе» является множественным числом. Здесь речь идет не только о троичности Бога, но и о призыве, обращенном к человеку. Господь словно говорит через Адама каждому из нас: «сотворим из тебя человека по Моему образу и подобию».

Ash Wednesday Minnesota

В словах «Прах ты и в прах возвратишься» скрывается, таким образом, не только грустный намек, что все мы смертны, но и четкий призыв к изменению себя.

Пепел, он же прах, в Ветхом Завете встречается в первую очередь как символ покаяния. Мы находим упоминание об этом у многих пророков. В нем горечь плодов, содеянных ошибок. Не зря же Моисей заставляет евреев подмешать пепел от сожженного Золотого тельца в воду и ощутить всю горечь греха. Во времена земной жизни Христа для проверки праведности жены или чтобы уличить клятвопреступника тоже использовали такой напиток. Считалось, что пепел с жертвенника сделает питье для такого человека столь горьким, что он сразу признается в содеянном грехе.

Пепел также и символ скорби, глубокой печали, сильного страдания. Не зря в иудаизме до сих пор сохранилась традиция посыпать голову пеплом, когда умирает кто-то из близких.

Таким образом, уже сама Пепельная среда открывает нам всю сущность и красоту Великого поста. Он начинается со «следов пожара», в которых, кажется, нет никаких намеков на возрождение жизни. А заканчивается светом и огнем Пасхи. От полного уничтожения в рабстве греха к истинной свободе. Другие слова, которые используются в Пепельную среду, «Покайтесь и веруйте в Евангелие» как раз и подводят нас к такому пониманию.

6. Надо сказать, что история пепла и его появления в жизни Церкви не столь однозначна. Дело в том, что покаянная традиция берет свое начало примерно с конца III века, когда христианство все больше «легализуется». Тогда на Рим сильное влияние имеют всевозможные восточные культы. И один из них  — культ Ваала, печально известный человеческими жертвоприношениями. Надо отметить, что и историки Библии отмечают влияние этого культа на появление традиции посыпать голову пеплом в знак скорби у древних евреев.

popielec_11

У этого злобного божества много разных имен, но неизменным для него остается в культах разных народов любовь к детским жертвоприношениям. Причем жертвенники были устроены таким образом, что жертва падала прямо в огонь, а потом семья получала пепел в качестве «божественного» благословения. Отметку пеплом ставили на лице всех членов семьи, чтобы их «слава» была видна соплеменникам.

Как известно, первые христиане нередко использовали обряды своих прежних верований, преображая их в добрые и красивые традиции. Так и появление креста на лбу кающихся могло прийти из этого злобного культа, бывшие участники которого лучше других понимали, что такое рабство греху и власть смерти.

В первые века знак креста не использовали, поэтому это могла быть просто отметка на лбу, свидетельствующая, что отныне данный человек полностью принадлежит Христу, умершему и воскресшему, победившему Своей смертью всякий грех.

Господь нередко обращается к Своим ученикам «дети» и вот эти дети, стремясь победить грех, ставят знак пеплом, словно разделяя смерть своего Спасителя, чтобы воскреснуть с Ним к жизни вечной.

popielec_05

7. Пепельная среда  — время особого поста. В этот день Церковь предписывает верным строгий пост, такой же, как в Великую пятницу. Начиная путь покаяния, мы не только ставим перед собой цели, которые надеемся достигнуть к Пасхе, о и уже сегодня признаем себя грешниками, нуждающимися в спасении. В этот день мы подобны Иову, осознавшему, что все в руках Бога и Он владыка всей его жизни. Мы подобны Давиду, который осознал свой грех. И мы подобны евреям, готовящимся выйти из Египта, из рабства греха, и ставящим знак на своих домах, чтобы ангел смерти миновал их. С этого дня мы начинаем путь к Жизни.

ash1

Анна Гольдина

Анна Гольдина
Прихожанка храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Искусствовед, психолог, магистр богословия. Постоянный автор ряда православных и католических журналов. Редактор блога «Тау». Замужем. Мать троих детей.

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ