40 дней поста: 7 подводных камней

Да-да, именно подводных. Только на первый взгляд кажется, что все ответы на вопросы лежат на поверхности.
История 40-дневного поста перед Пасхой ведет нас к первым годам существования Церкви. Изначально это были дни очищения для готовящихся принять крещение в пасхальную ночь. Постепенно обычай распространился на всю Церковь.

post_04

1. Почему именно 40 дней? — Конечно, потому что столько дней провел Иисус в пустыне в начале Своего общественного служения.
Почему Иисус провел в пустыне именно 40 дней? – Конечно, потому что Моисей 40 лет водил евреев по пустыне.
Почему Моисей водил евреев по пустыне именно 40 лет? – Ответ найти уже сложнее, но он тоже еще близок к поверхности. Потому что 40 дней разведчики ходили в Землю Обетованную, а потом соврали, что там все плохо. И в наказание за ложь, каждый день экспедиции стоил израильтянам одного года странствий.
Почему разведчики ушли именно на 40 дней? Случайное ли это совпадение? — …
На самом деле, чем дальше уходишь от берега, тем сложнее разглядеть в воде камни с ответами. Кстати, число 40, обозначаемое в иврите буквой «мем» и означает ни что иное как вода.
Итак, ответив на первые простые вопросы, перейдем к более сложным.

post_02

2. 40 дней Ноя.
Впервые цифра 40 появляется на страницах Библии, когда речь идет об истории Всемирного потопа. Именно столько дней и ночей, т.е. суток, поднималась вода, прежде чем ковчег оказался на плаву. Возникновение этой цифры не случайно. Иудейские мудрецы связывают ее появление с 40 неделями беременности. Это период, когда происходит рождение нового обновленного мира и полное исчезновение прежнего мира, погрязшего в грехе.
В иудаизме до сих пор распространен обряд омовения. Кстати, именно его воспроизводил Иоанн Креститель, выходя на берег Иордана. В знак раскаяния, обращения, примирения с Богом, или просто, чтобы показать всю глубину доверия и принадлежности Всевышнему, верующие опускались (опускаются) в водоем с проточной водой, именуемый миква. И выходят из него, словно из материнского лона, обновленные и готовые к новой жизни.

В случае с Ноем мы видим повторение этой истории. Перед нами появление нового творения на месте прежнего. Для Библии эта идея не нова. В современных европейских переводах она теряется. Иврит же нам ее демонстрирует в самых первых главах. Глагол «берешит», производная от «бара» встречается в рассказе о творении всего три раза: в первый день, при сотворении душ животных и при сотворении души человека. Специфика акта творения, передаваемого данным глаголом в том, что речь идет о творении из ничего. В то время как все остальное творится уже из чего-то. Многоуровневость понимания процесса творения навела иудейских мудрецов на мысль, что мир не появился сразу в том виде, к которому мы привыкли. Он видоизменялся, какие-то формы отмирали и на их смену приходили следующие. Таким образом, до всех археологических открытий древние богословы пришли к мысли о возможности существования многочисленных форм жизни, не известных «современному» человечеству.

Возвращаясь к потопу, стоит отметить, что в его осмыслении также лежит идея смены одного мира другим. В послепотопный период не происходит творение из ничего, но используется уже некая имеющаяся материя. Тем не менее, мир не воссоздается, а именно создается заново. Как создается ребенок во чреве матери, как создается праведник в водах очищения.

Вопрос, который практически всегда остается за пределами обсуждения: а что было с Ноем во время потопа? Жизнь в замкнутом пространстве, уход за животными… Каково ему было?
Пока вода поднималась, что он мог испытывать? Страх? Надежду, что все это прекратится? Сожаление о потере привычного мира? Ведь он происходил из мира агрессивного индивидуализма, стремящегося дотянуться до неба. Единственное, что его, пожалуй, отличало от нас, это отсутствие виртуальной реальности. И вот ему пришлось сменить зону комфорта на зону дискомфорта: узкие помещения, кругом вода и животные, а впереди неизвестность. За эти 40 дней он научился во всем полагаться на Бога и прислушиваться к Его голосу. 40 дней в Ное умирает Ной, чтобы уступить место новому творению. В нем словно открывается заповедь: «Возлюби Господа Бога всем сердцем своим».

Почти через год потоп закончился и вода стала убывать. И снова проходит 40 дней, прежде чем Ной сойдет на твердую землю. Только это совсем другой Ной. Теперь он знает, что главное назначение человека – в служении ближним. В это время в его сердце находит место заповедь любви к ближнему.

Трудно сказать, что чувствовал Ной в то время, пока вода убывала. Скорее всего, в эти 40 дней он был как младенец в чреве матери, спокоен и устремлен к новому миру. Едва ступив на землю, он сооружает жертвенник и благодарит Бога. С этого момента начинается его путь служения новому миру. Итак, Ной привносит в библейское понимание 40 дней символику очищения и нового рождения.

post_06

3. 40 лет в пустыне
Второй раз цифра 40 появляется в истории Исхода. Лазутчики отправляются в Ханаан. Вернувшись через 40 дней, они произносят ложное свидетельство. 40 дней оборачиваются 40 годами. Надо сказать, что для Моисея это становится совсем не новостью. Вся его жизнь разбита на периоды в 40 лет. Первые годы он – приемный сын фараона. Моисей учится повелевать. А с учетом религиозных традиций Древнего Египта мы можем сказать, что он учится быть богом. Ведь фараон и воспринимался египтянами как живой бог. В этом смысле он повторяет историю допотопного человечества.

Затем, совершив нечаянно убийство, он бежит в пустыню. Исследующие 40 лет становятся для него годами очищения и преображения. Он становится пастухом, а это удивительный библейский образ мудрого, заботливого руководителя, настоящего отца. Теперь он учится не руководить, а управлять с любовью. Служить, а не подавлять.

И, наконец, выведя евреев из Египта, он учит их жить в свободе детей Божиих.

Каждый из 40-летних периодов заканчивается для Моисея, как и для Ноя 40- дневные периоды, осознанием двух основных постулатов бытия: любви к Богу и любви к человеку.
А что же происходит с народом в эти 40 лет?

Пустыня становится для них своеобразным ковчегом. С одной стороны, прежний мир рухнул. С другой, они привязаны друг ко другу прочной веревкой пустыни. Годы странствий делают из них не только умелых воинов, но и народ Завета, служащий Богу. За сорок лет в сознании евреев происходит смена миров. И, входя в Землю Обетованную, они подобны Ною, спустившемуся из ковчега на твердую почву. Они готовы строить государство, подчиняющееся только Богу.

post_07

4. 40 дней на горе Синай
Моисей поднимается на гору Синай на 40 суток, после того, как евреи сделали золотого тельца и он в гневе разбил Скрижали Завета. Он вымаливает прощение для своего народа и возвращается с новыми Скрижалями. Здесь число 40 становится числом заступничества и покаяния. В этот момент Моисей проявляет себя как истинный пастырь, заботящийся о своем стаде. Здесь закладывается понимание грядущего Мессии, как Того, Кто защитит Израиль не от гнева Божьего, а от собственной глупости и нерадивости.

5. Число 40 еще не один раз появится в библейском повествовании. И каждый раз оно будет связано с покаянием, т.е. с новым рождением, созданием нового мира. Например, Иона, обращаясь к жителям Ниневии говорит о 40 днях, отпущенных им для покаяния. «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Иона 3,5).

Получается, что библейский бытописатель словно продолжает мысль, прозвучавшую в истории Ноя, а потом в истории Исхода: число 40 всегда указует на появление нового мира, преображенного покаянием, обращением.

6. Но у числа 40 есть и другое значение, которое уводит нас на еще большую мистическую глубину. Как уже говорилось, в иудаизме каждому числу соответствует определенная цифра, за которой скрывается некая мысль. Число 4 – это обозначение милости Божией. Библия использует слово «хесед», за которым скрывается значение «любовь» и «желание дать». Можно сказать, что в смысле понимания Бога, хесед – это безграничная Божья любовь.
В псалме читаем «Мир основан на милости» (в русском переводе «вовек основана милость» Пс 89,3). Здесь используется именно слово «хесед», которое в данном случае говорит о том, что в момент творения милость Божия, подобно свету, проникала во все уголки нового творения.

Цифра 10 символизирует «царство». Надо сказать, что в то же время эта цифра знаменует собой женское начало. Мы видим проявление этой своеобразной женственности в первом израильском царе Сауле, непоследовательном и истеричном, управляющем страной нервно и хаотично. Традиция противопоставляет Саулу Давида. Именно в нем понятие правильного царствования раскрывается в полной мере. Вопрос не в его личных качествах, а в самом устройстве государства. Давид осуществляет идею, с которой еще его далекие предки заселяли Землю Обетованную. Царство, подчиненное Богу. Он становится словно связующим звеном между Богом и народом.

Таким образом, мы словно переходим на следующую ступень понимания цифры 40. Получается, что в ней сочетается милосердие и царствование.

post_03

7. Число 40 присутствует и в написании имени Машиах, Мессия, которое начинается все с той же буквы «мем». С одной стороны, Мессия несет в Себе воды очищения, глубокого покаяния для народа. С другой стороны, это показывает, что в Нем Самом источник воды. Той самой воды живой, о которой говорит Господь (Ин 7,38; Ин 4,14). В Мессии раскрывается и истинное царство, исполненное милости.

Отправляясь в пустыню на 40 дней, Иисус собирает все ниточки, тянущиеся из Ветхого Завета. Входя в воды Иордана, Он вступает на «территорию» грешного мира, жаждущего очищения. В этот момент Он близок Ною, ждущему потопа в ковчеге. Отправляясь в пустыню, Он подобен израильтянам, покидающим Египет. Господь выйдет оттуда, чтобы начать строить новый мир, новое царство, новый завет. Это государство, которое мы называем Церковью, строится на принципах милосердия. Можно сказать, что главной движущей силой является именно милосердие, милость. И Сам Мессия, правитель этой страны, выступает как заступник, несущий не осуждение, а прощение.

40 дней Иисуса в пустыне – дни тишины перед созданием нового творения, преобразившего старое.

40
И теперь, собрав все камни, мы подходим к самому сложному моменту, требующему не теоретических размышлений, а практического действия. Отправляясь в след за Иисусом в пустыню Великого поста, мы оказываемся, с одной стороны, в тесных рамках ковчега. Это время молитвы, тишины и покаяния. А с другой стороны, мы словно выходим на свободу, попытавшись оставить старые привычки, отрывающие нас от Бога. 40 дней, в которые Бог творит в каждом из нас новый мир… Будет ли он царством милости? Будет ли он царством Божиим? Или будет как две капли воды похож на тот «Египет», который мы покинули?

Анна Гольдина

Анна Гольдина
Прихожанка храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Искусствовед, психолог, магистр богословия. Постоянный автор ряда православных и католических журналов. Редактор блога «Тау». Замужем. Мать троих детей.