Рождество на скорую руку
Борщ
Когда Рождество приходится на середину недели, неизменно начинаешь чувствовать себя осликом, который привез беременную Марию в Вифлеем. В последний момент мечешься по магазинам, а потом и по кухне, стараясь создать хоть какую-то видимость праздничного стола. Как и этот самый несчастный ослик, в конечном счете, чувствуешь себя сильно измученным, но честно исполнившим свой долг.
Надо сказать, что Мария и Иосиф заранее вышли из Назарета, чтобы участвовать в переписи. Большую часть пути смиренный ослик, везший Марию, неторопливо перебирал ногами и смотрел по сторонам. Вот и мы, тронемся в путь заранее и подумаем о том, что можно приготовить для праздничного стола на скорую руку, чтобы потом спокойно смотреть по сторонам и радоваться чудесам.
Для многих семей традиционным рождественским блюдом является борщ. Для трапезы в Сочельник его принято делать без мяса. Это связано с тем, что в прежние времена 24 декабря было днем строго поста. А вот когда же этот самый борщ впервые появился на праздничном столе сказать трудно. В старинных книгах красный суп впервые упоминается именно с таким названием только в XVII веке. Хотя известно, что еще средневековые рыцари варили похлебку из капусты и свеклы. Современный борщ появился, как утверждает предание, в 1638 г., когда турецкие полчища под предводительством Гуссейна Дели на суше и Пиали-паши на море осадили Азовскую крепость. Три с половиной месяца длилось «азовское сидение». Продукты были на исходе. И тогда казаки решили сварить суп из того, что осталось: из капусты, картошки и свеклы. Постепенно свекольник входит в обиход в Российской империи и в соседних странах. Говорят, что это был любимый суп Екатерины II. В нем появляются новые ингредиенты: грудинка, сало, вареное мясо. Здесь все зависит от региона.
Происхождение названия связывают с цветом супа, предполагая, что корень «бор» родственен обозначению красного, бурого цвета у многих народов. Бором называют сосновый лес, где стволы деревьев как раз бурого цвета. А буковка «щ» приходит из слова «щи». Предполагается, что изначально суп назывался «бурые щи», а потом он стал называться привычным словом «борщ». Кстати, у многих народов, населявших территории Российской империи, слово «щи» означало не что иное, как призыв быстро сесть за стол и утолить голод.
Своему появлению на праздничном столе борщ также обязан своему цвету. Красный и фиолетовый, как известно, литургические цвета. Красный символизирует праздник. Фиолетовый -покаяние. Какого цвета получится суп зависит от мастерства хозяйки и от выбранного рецепта. При желании борщ можно сделать всего за пару минут.
На дно кастрюли выкладываем тонко нашинкованную капусту, мелко нарезанный лук, натертую на терке морковь и нарезанный брусочками картофель. При желании морковь и лук можно немного пропассеровать. Заливаем овощи водой и ставим на огонь. Как только вода закипит, заправляем суп томатной пастой или крупно нарезанными помидорами, которые также можно пропассеровать. Когда суп прокипит в течении 5-7 минут, добавляем сырую свеклу. Свеклу нужно натереть на крупной терке и обильно смочить лимонным соком. Дать постоять минут 15, а потом засыпать в суп. Как только борщ еще раз закипит, уменьшить огонь, посолить, добавить сахар и приправы по вкусу. Затем снять с огня и оставить «доходить» в теплом месте. Можно завернуть кастрюлю в газеты и даже в одеяло. Или же разлить борщ по глиняным горшочкам, закрыть крышки и поставить в духовку, разогретую до 150 градусов. Через полчаса суп будет готов.
Дети всегда замечают, что цвет борща похож на цвет свечей на венке Адвента. Интересно, что привычный для нас атрибут ожидания Рождества Христова появился только в XIX веке. Считается, что его создал гамбургский лютеранский теолог Иоганн Генрих Вихерн, основатель приюта для социально неблагополучных подростков. В Адвент дети постоянно спрашивали его, когда же наступит Рождество. И в 1839г. Вихерн смастерил из старого деревянного колеса венок, украшенный девятнадцатью малыми красными и четырьмя большими белыми свечами. Каждое утро в этом венке зажигалось по одной маленькой свечке, к которым по воскресеньям добавлялась большая свеча. Позже, когда Вихерн работал уже в Берлине, венок стали украшать еловыми ветками и зажигали одну красную свечу каждую неделю. Причем в некоторых католических странах одну свечу стали делать розового цвета, она зажигается в третье воскресенье Адвента.
Рождество не бывает без грустных историй со счастливым концом. Есть своя легенда и у венка Адвента. В одном из лютеранских приходов города Ганновера работали бедные дети. Желая сосчитать дни, оставшиеся до Рождества, когда их хоть на пару дней отпустят домой, ребята взяли старое колесо телеги и стали устанавливать на него свечные огарки, каждый вечер по одному. Когда же настал Сочельник, оказалось, что их скромное жилище освещено великолепным светильником с 28 свечами. В последующем свечи стали отмечать недели и так на импровизированном венке их осталось четыре.
Изначально венок делался из колеса, которое украшали цветной бумагой, цветами и конфетами. В Скандинавских странах свечи закрепляли на полене или просто выстраивали в ряд. Ветви ели стали использовать только в конце XIX века. В то время елка, как рождественское дерево, уже имело всеобщее распространение особенно в протестантских странах. Согласно преданию первые свечи на елки зажег сам Мартин Лютер. Однако, исторические документы указывают на то, что украшать елки свечами стали в XVIII веке и делали это только в очень богатых домах, т.к. восковые свечи были очень дорогими. В 1818 г. были изобретены парафин и стеарин. Это удешевило свечи и теперь они стали украшать рождественские деревья и в домах простых людей. К тому моменту, когда венок Адвента получил повсеместное распространение, свечи на еловой ветки уже твердо ассоциировались с Рождеством.
Символика венка довольно проста. Круглая форма напоминает нам о вечной жизни, зеленый цвет символизирует надежду и упование, а свечи – свет Рождества.1-я свеча называется Свечей Пророчеств и напоминает нам о пророках Ветхого Завета, говоривших о приходе Миссии. 2-я свеча называется Вифлеемской и напоминает нам о том, что сказанное через пророков сбылось в городе Давида, Вифлееме. 3-я свеча – Свеча Пастухов, напоминает нам о тех, кто принял Спасителя через веру в Его Слово. 4-я свеча – Ангельская, ее задача напомнить о скором Втором Пришествии.
Венок напоминает нам о том, что путь к Радости и встречи с Богом лежит через покаяние и обращение. Об этом же может напомнить нам и красный суп, сваренный из самых простых ингредиентов, таких же простых как все, что наполняет нашу повседневную жизнь. Радостная рождественская трапеза возможна, если грехи и обиды прощены, за столом собрались любимые и близкие люди. И среди веселья, подарков и песен оставлено место для незваного гостя, того самого, с которым может прийти Сам Христос.
Анна Гольдина