Такое разное единство

Пожалуй, впервые я начала задумываться о разделении между христианами после того, как у меня появились знакомые и друзья из других христианских церквей. И понятия «католик» или «протестант» перестали быть какими-то ходульными и стереотипными, а обрели вполне конкретные лица. Чем больше я узнавала своих братьев и сестер из других церквей, тем острее вставал вопрос: почему мы разделены? Тем сильнее хотелось найти ответ, найти виноватых, найти решение… И тем больнее становилось от того, что всё не так просто. Что единство и уже есть, и ещё нет. Уже есть, потому что во Христе все едины, Он не может разделиться, Церковь одна – Один Пастырь, одно крещение и одна вера. С другой стороны, есть исторический процесс, есть физическое тело Церкви, которое страдает, есть человеческая правда, есть послушание правилам своей церкви… И поэтому: ещё нет.

levina3_

 

Вопросов было много. Наконец стали появляться на моем пути и ответы. Надо признать, что я искала интеллектуальных открытий, а Господь мне посылал свидетельства. Одним из них стала община «Taize» – свидетельство того, как братья из разных христианских конфессий могут так любить Иисуса Христа, так хотеть быть Его учениками и воплощать Его слова, что все различия отходят на второй план, становятся фоном. Простые песнопения, основанные на библейских текстах, которые приемлемы для всех христиан, изучение Библии, узнавание других, возможность быть выслушанным и услышанным – всем этим наполнена неделя, которую братья приглашают прожить с ними в общине. И тысячи молодых людей съезжаются во французскую деревушку Taize. Здесь не молятся о единстве, здесь просто в нём пребывают.

Потом я познакомилась с общиной «Chemin Neuf», где я услышала, что существует «экуменизм сердца» или «духовный экуменизм» — когда ты принимаешь других христиан, интересуешься традициями церквей, делаешь шаг навстречу другим и другому, хочешь увидеть братьев и сестер во Христе в тех, кто славит Бога иначе. Всё это происходит, в первую очередь, на просторах сердца, не в плоскости споров и деклараций, дебатов в интернете, каких-то встреч на высшем уровне между церковными иерархами… Это внутреннее преобразование, которое происходит в глубине ума и в тишине сердца.

Конечно, затем прорастают и внешние плоды. Например, таким плодом можно назвать саму общину «Chemin Neuf». Здесь, так же как и в «Taize», живут вместе христиане разных конфессий. И семейные пары, и люди, посвятившие свою жизнь безбрачию. Они не говорят, что такая жизнь проста и безмятежна, и когда достаточно времени проведешь с ними, понимаешь, что существование такой общины невозможно без шагов прощения, без послушания и смирения. Например, несмотря на то, что большинство в общине католики, они редко на общих службах вслух молятся Богородице. Это их шаг смирения и любви по отношению к братьям и сёстрам протестантам, которые живут с ними в общине. Часто, живя вместе, они не могут вместе причащаться. И они принимают это, как реальность разделения, как своё участие в страданиях Христа о Своей Церкви.

Там же я узнала, что есть четыре модели или подхода к пониманию единства между христианами. Первая модель, она же самая хронологически ранняя, говорит о том, что единство совершится, если будет восстановлен раскол. Например, все вернутся в лоно Католической или Православной церкви (зависит от того, кто представляет эту теорию). То есть, единство будет достигнуто за счет того, что часть христиан откажутся от своей идентичности. Условно говоря, это модель поглощения.

Вторая модель говорит о том, что единство – это тайна. Между конфессиями есть непреодолимые стены. Мы можем верить в невидимое единство и молиться об этом. Такая, своего рода, мистическая модель, которая говорит о невозможности какого бы то ни было видимого единства.

Единство в многообразии – его провозглашает третий подход. Каждая Церковь остается такой, какая она есть, со своими традициями и особенностями, но при этом мы объединяемся. То есть единство достигается за счет простого смешения, такой своеобразный коктейль или микс получается на выходе. Достаточно механистичная модель, на мой взгляд.

И, наконец, четвёртая модель предлагает достижение единства через обращение Церквей в целом и лично каждого верующего ко Христу. Таким образом, чем ближе мы становимся к Богу, тем ближе друг ко другу. И реализацию единства в этом случае тоже можно доверить Иисусу, это уже не является самоцелью. Христос и отношения с Ним – вот, к чему призывают стремиться, а остальное Он устроит.

Сейчас идёт неделя молитвы о единстве христиан. Как и о каком единстве молитесь Вы? Какая из этих модель Вам ближе? Ведь, из каждой теории вытекают определенные практические шаги. Думаю, что сейчас самое время поразмышлять об этом.

Ирина Левина

Редактор
Нам интересно не только то, что происходит в стенах церкви или в ограде церковного прихода. Люди и события, книги и фильмы, спорт и путешествия – в любой области христианин способен видеть Бога и извлекать пользу для своей души.