Отличаются ли Франциск и Бенедикт XVI?
Во время краткой пресс-конференции, проходившей на борту самолета, везшего из Рима в Страсбург Папу Франциска, один французский журналист спросил понтифика, а не социал-демократ ли он? Вопрос отталкивался от выступления Папы в Страсбурге, в котором он резко высказывался о межнациональных корпорациях.
Франциск громко рассмеялся и сказал: “Caro, questo è un riduzionismo!” Что можно было бы перевести с как «Мой дорогой, это сильное упрощение!» Папа говорил о том, что для него важно следовать Евангелию и социальному учению Церкви, а не какой-то политической линии.
Этот вопрос так же, как и ответ Папы прекрасно иллюстрируют как средства массовой информации формируют наше представление об общественных деятелях.
По правде говоря, мнение о том, что Франциск социал-демократ, а так же точка зрения, что он склоняется в сторону от курса Бенедикта XVI, могло сложиться лишь у тех, кто частично услышал произнесенное Папой.
Поездка в Страсбург была не только самой короткой зарубежной поездкой в истории папства, всего четыре часа. Папа установил рекорд по количеству произнесенных слов. В Европейском парламенте он произнес лишь 3 500 слов, а в Совете Европы 3 100. Таким образом, Франциск, посещая важнейшие политические институции Европы, произносил 28 слов в минуту.
Тут циники, конечно, могут сказать, что многословность понтифика была вполне среди парламентариев, которые только что и занимаются словопрениями. Но это уже другая тема.
Оба выступления были насыщенными и охватывали широкий круг вопросов. Во многом Франциск был близок к той риторике, которая ассоциируется с Бенедиктом XVI. Начиная от высоких и абстрактных принципов, он продвигался к приземленным и конкретным выводам.
Сравнение с Бенедиктом уместно и на содержательном уровне. Слова, произнесенные Франциском вполне возможно представить и на устах Бенедикта. Помимо дежурных фраз, которые ассоциируются с Бенедиктом, таких как «диктатура релятивизма», можно отметить следующие пункты выступления Франциска в Страсбурге:
- Исцеление Европы невозможно без Бога. «Европа не открытая трансцендентному восприятию жизни, рискует медленно потерять свою душу…»
- Аборт, как пример западной культуры, которая рассматривает человека как «всего лишь винтик в механизме». В качестве примеров, Франциск привел «неизлечимо больных и пожилых людей, оставленных и забытых, детей, убитых в утробе матери.
- «Европа должна перестать отрицать свою христианскую идентичность. «Двухтысячелетняя общая история Европы и христианства … Европа, способная ценить свои религиозные корни, станет устойчивей ко многим формам экстремизма, распространяющегося в современном мире, не в последнюю очередь из-за возникшего духовного вакуума, который мы сейчас наблюдаем на Западе».
- Обмирщенная Европа потеряла свой запал. По словам Франциска, «мир перестает быть европоцентричным». Европа воспринимается как «пожилая и изможденная» и «все менее похожая на лидера». В частности, подразумевая спад рождаемости, Папа сравнил Европу с бабушкой, уже не способной к рождению, но все еще энергичной.
Если бы с такими словами в Страсбурге выступил Папа Бенедикт XVI, то мы бы услышали общий вердикт: «Папа ругает Европу за потерю духовных ценностей». Вместо этого, в связи с тем, что Франциск воспринимается как другой и прогрессивный, эти фрагменты его выступлений были проигнорированы в пользу высказываний об иммигрантах, безработных, торговле оружием и людьми. Заголовки гласили «Франциск призывает Европу заботиться о бедных».
Наверное, самым цитируемым высказыванием Франциска в Страсбурге были слова о беженцах, рискующих жизнью, перебираясь из Африки в Европу через море. Папа воскликнул: «Мы не должны превратить Средиземное море в огромное кладбище!»
Бенедикт XVI говорил похожие вещи, но СМИ считают, что подобные высказывания Франциска привлекут большее количество людей. Хотя, по правде говоря, Бенедикт уделял социальной доктрине столько же внимания, сколько и Франциск.
Двоюродный дед Бенедикта, Георг Ратцингер, был одним из выдающихся баварских деятелей XIX века. Высокопоставленный священник, много уделявший внимания бедным. Он дважды избирался в баварские и общегерманские законодательные органы власти, участвовал в создании партии Бауернбунд (Баварский крестьянский союз), защищавшей интересы бедных фермеров. Одной из его основных задач была социальная защита мелких хозяйств и торговцев, способствующая экономической независимости от «подъемов и спадов» экономики.
В результате у Бенедикта XVI присутствует значительный скептицизм по отношению к «рыночному капитализму». Во время визита в Бразилию в 2007 году он назвал капитализм и коммунизм «испорченными идеологиями». Такой стиль высказываний обычно использует Франциск.
Из этого не следует, что нет реальных отличий между эпохой Иоанна Павла II/Бенедикта XVI и периодом Франциска. Сегодня «умеренные богословы» чувствуют себя увереннее, а консерваторы и традиционалисты обороняются.
Тем не менее, отличия между Франциском и Бенедиктом – это только оттенки одного цвета, разница лишь в восприятии. Это никогда не читалось с такой ясностью, как во время поездки Франциска в Страсбург. Где в двух своих выступлениях он очень напоминал своего предшественника.
Если бы Бенедикт, отправился в сердце светской Европы и произнес те же слова, его, вероятно, спросили бы: «Ваше Святейшество, Вы стали крайне правым»?
Это различие не играет никакой роли в том, что на самом деле сказал Франциск, а лишь показывает нарратив, который диктуют нам СМИ, каким образом должен восприниматься нынешний Понтифик.
Подготовила Анна Гольдина
По материалам «Crux»