Доминиканская криминалистика или WWW

Постижению истины – а следовательно, научным изысканиям – в Ордене Доминиканцев традиционно отводится важное и почетное место. Обычно говоря о «доминиканской науке» мы имеем в виду богословие и философию, но этими двумя дисциплинами научные интересы братьев отнюдь не исчерпываются. Сегодня мы представляем Вашему вниманию одну из граней интеллектуальной жизни доминиканцев.

Бр. Томаш Галушка ОP (род. 1978) – магистр теологии, доктор исторических наук Ягеллонского университета, научный сотрудник Доминиканского исторического института, Папского Университета Иоанна Павла II, ведет археологические раскопки на территории монастыря св. Троицы в Кракове. В своем блоге брат Томаш регулярно делится с читателями своими новыми открытиями, а также впечатлениями и эмоциями, в избытке сопутствующими труду любого настоящего историка.

…. Никаких следов преступления, ни единого свидетеля… Такой скандал и в такой неподходящий момент! Перед вечерней литургией Страстей Господних доминиканцам пришлось созвать монастырский капитул.

Может ли префикс веб-страницы стать причиной одержимости и современным символом зла? А почему бы и нет? Достаточно – утверждают некоторые американские демонологи – просто набрать буквы «www». Ибо известно, что буква «w» — на иврите «вав» — отвечала в древнееврейском алфавите числу 6. А теперь еще раз, вооружившись этим филологическим оружием, посмотрим на наше невинное «www», и  узрим совершенно иную реальность: malum pure, чистое зло. Вот так, в два счета разоблачен враг! Ну что ж, люди любят простые и наивные объяснения.

В 1262 году перед лицом собственного «www» оказались доминиканцы краковского монастыря. Правда, в их случае речь не шла об английском сокращении от «World Wide Web», а о начальных буквах трех старославянских имен: Вислав, Вацлав и Владислав. Эти имена носили трое братьев, связанных как происхождением, так и орденскими обетами. Первый раз на исторической сцене они появляются при жизни св. Яцка, из рук которого получают доминиканский хабит. Во второй раз мы встречаем всех троих на Страстной неделе 1262 г., когда братья принимают Причастие. В Великий Четверг они еще живы. В Страстную Пятницу Краков облетела весть о том, что у доминиканцев обнаружены мертвые тела трех братьев: Вацлава, Вислава и Владислава. Никаких следов преступления, ни единого свидетеля. Такой скандал и в такой неподходящий момент! Перед вечерней литургией Страстей Господних доминиканцам пришлось созвать монастырский капитул, и после краткой дискуссии была оглашена официальная версия событий: «Поскольку братья В. В. и В. умерли после принятия Святых Тайн, следует предположить, что причиной их внезапной смерти был какой-то смертный грех, который все трое совершили при неизвестных обстоятельствах».

Объяснение простое и наивное. Над завернутыми в саваны братьями спешно помолились, а потом без лишних церемоний и торжественных речей похоронили в подобающем месте, то есть вдали от монастырского кладбища, под забором. Тут и сказке конец?

Ничего подобного!

Много лет спустя, как сообщает наш главный историк Абрахам Бжовский (1567-1637), когда смерть бедняг уже стерлась из памяти людей, один из братьев краковской общины стал видеть повторяющийся сон: три доминиканца отводили его на место своего вечного упокоения, которое – к недоумению сновидца – находилось за кладбищенской оградой. Усопшие жаловались на совершенную с ними великую несправедливость и просили походатайствовать за них у приора. Брат так и поступил, а приор распорядился проверить истинность увиденного во сне. Результат превзошел все ожидания: в указанном месте действительно обнаружили три скелета! И снова Краков облетела весть  — на сей раз о том, что доминиканцы обрели реликвии трех святых братьев! Состоялись торжественные похороны, и останки упокоились в отдельном саркофаге внутри храма.

Это было второе, но не последнее погребение наших героев.

После пожара 1850 года по непонятной причине кости братьев сложили в латунную урну, которую временно оставили в ризнице. На полях замечу, что у братьев был замечательный сосед: в другой урне, которую тоже на время оставили в ризнице, лежали кости епископа Иво Одровонжа. «Временно» в итоге растянулось почти на семьдесят лет, до 1920-х годов, когда странными урнами заинтересовался сам Адам Сапега, епископ Краковский. Он инициировал канонический процесс идентификации останков епископа Иво и трех братьев, и распорядился совершить достойное их погребение. Иво Одровонж, которого еще в XIX  веке почитали как блаженного, был похоронен в  южной стене храма в пресвитериуме. Братьям отвели другое, менее видное место: они почиют в часовне Материи Божией Розария, рядом с Теофилом и Марком Собесскими. Там, у каменных балясин с левой стороны алтаря, можно видеть простую и почти незаметную плиту с надписью: «Трое братьев Ордена Проповедников». Посмотрите и убедитесь сами.

Дело о таинственной гибели братьев Вислава, Вацлава и Владислава до сих пор остается открытым. Без сомнения, это одна из самых больших загадок доминиканской криминалистики.

Вступление и перевод: Анастасия Паламарчук
Материал переведен и опубликован с любезного согласия автора