В двух шагах от рая

До Рождества осталось совсем немного времени. Сегодня мы зажгли на венке Адвента четвертую свечу, именуемую также ангельской. Она напоминает нам о тех ангелах, которые с трепетом ждали прихода в мир Спасителя, а потом с пением отправились будить пастухов.  Стоит вспомнить, что слово «ангел» переводится как вестник. И в этот день нам стоит не только задуматься о праздничных подарках и о том, какие блюда будут украшать наш рождественский стол. Вопрос, который стоит задать себе в этот день: а я вестником чего являюсь? Три недели Церковь говорила о том, что является истинным постом, истинным обращением: разрушены оковы неправды, узники вышли на свободу, обиды прошены, долги заплачены, достойное покаяние совершено, переделано максимальное количество добрых дел…

Первое чтение этого воскресенья говорит нам об обетовании Бога царю Давиду: «Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля; и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле. И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде, с того времени, как Я поставил судей над народом Моим, Израилем; и Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом. Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его» (2 Царств 7,8-12). С одной стороны очевидно, что речь идет о сыне Давида царе Соломоне. А с другой – этот текст имеет вполне себе эсхатологическую перспективу. Интересно, что иудеи, говоря о приходя Мессии, используют эти же слова. Очевидно, что история человечества полна все возможных распрей и войн. Не было ни одного десятилетия, когда бы люди жили в спокойствие и благополучии. Но грядущий Мессия, Царь славы, принесет именно такое царство. Здесь в роли ангела, т.е. того, кто приносит весть от Бога выступает пророк Нафан. Сейчас принято много говорить о зрелости верных и священников. Этот пророк, пожалуй, может стать образцом для тех, кто желает обрести эту самую зрелость. Вспомним хотя бы историю с Вирсавией. Не всякий придворный, даже если он пророк, осмелится войти к царю, чтобы возвестить ему суд Божий, причинить ему боль… В этом чтении Церковь напоминает о трех аспектах: о том, что обещанный Мессия уже близко; о том, что нужно искать чистоту и зрелость сердца, чтобы возвестить приход Спасителя; и о верности Бога Своим обещаниям.

И еще одну идею стоит подчеркнуть в первом чтении, Бог говорит о том, что исшедший из рода Давидова, будет Его Сыном. Эту мысль продолжает и псалом: «Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего» (Пс 88,27). Мы знаем, что в древности отцом называли главу рода или клана, но слова псалма открывают перед народом Израилевым новую перспективу. Теперь речь идет не только о подчинении Богу, но и о качественно новых отношениях, подобных связи отца и сына.

Второе чтение вновь возвращается к теме ангелов, благовестников. Обращаясь к римлянам апостол Павел говорит: «Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена» (Рим 14,24-25). Апостол языков напоминает нам о том, что Спасение уже близко. Долгожданный Мессия уже грядет,  чтобы сначала в наших сердцах, потом в наших общинах и уже потом во всех уголках земля просиял свет Христов.

Когда-то Он был явлен через скромную и благочестивую Девушку, жившую,  в казалось бы, Богом забытом Назарете. Японская мудрость говорит, что цветок, рожденный в непогоду, прекраснее всех иных цветов. Такова была и эта Дева, найденная ангелом в городке, название которого переводится как цветок пустыни. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1,35), — сказал Ей архангел. И ее согласие изменило историю человечества.

Современный мир принято сравнивать с пустыней, полной миражей. В этой пустыне очень нужны ангелы, смелые, как пророк Нафан, и полные Божьей любви, как архангел Гавриил. В четвертое воскресенье Адвента во многих приходах есть традиция устанавливать ясли. Они еще пока пустые, без Младенца и иногда даже без Марии и Иосифа. Эти незаконченные композиции очень походи на тот мир, который был долее 2000 лет назад, когда вся вселенная замерла сначала ожидая согласия Мария, а потом чтобы услышать первый крик новорожденного Мессии. И в этих незавершенных яслях есть отображение мира современного, полного суеты, но лишенного самого главного, касающегося самой глубины человеческого сердца. Пройдет всего несколько дней и ясли заполнятся, перед ними  появятся коленопреклоненные люди, благодарящие Бога за чудо Его прихода в мир. А пока для нас, стоящих на самом пороге нового мира, практически на пороге рая, звучит вопрос: будешь ли ты Моим предвестником, Моим ангелом, несущим добрую весть о грядущем Спасении?

Анна Гольдина

Анна Гольдина
Прихожанка храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Искусствовед, психолог, магистр богословия. Постоянный автор ряда православных и католических журналов. Редактор блога "Тау". Замужем. Мать троих детей.