Рождество на скорую руку

Салат из сельдерея

Никто доподлинно не знает, когда же произошло Рождение Спасителя. Благочестивая традиция считает, что это событие произошло зимой. Церковная же история напоминает нам о том, что в первые века христианства не только не знали точной даты, но и вообще не придавали этому значения. Литургическое празднование в те времена концентрировалось главным образом вокруг пасхальных событий. И только с течением времени верующие стали задумываться и над темой Рождества. Когда оно было? Что при этом происходило? Интересно, что св. Климент Александрийский предположил, что Приход в мир Спасителя приходился не то на 20 апреля, не то на 20 мая. На Востоке вплоть до IV века вообще совпадало три праздника: Рождество, Богоявление и Крещение. Все они приходились на 6 января и поддерживались мнением о том, что Христос был омыт Иоанном в водах Иордана в день своего 30-летия. Рождество как отдельный праздник сначала начали отмечать на Западе. Дело в том, что Церкви приходилось противостоять культу Солнца, распространенному в Риме. В 270-275 гг. император Аврелиан вводит праздник Рождения Солнца Непобедимого. Этот культ приходит в императорскую столицу с Востока и восходит к поколению богу Митре. Дата празднования была привязана к дню зимнего солнцестояния. В противовес языческому влиянию Церковь вводит литургическое воспоминание Рождества Христова Солнца правды. Постепенно из Рима этот праздник распространяется на всю Западную Церковь, а потом его принимают и на Востоке.

selder_christmas

Если предположить, что Иисус, действительно, родился зимой, то растительность, окружавшая скромную пещеру, была явно не богата. Чтобы задать корм животным, нужно было принести заранее запасенное сено. Найти побеги свежей зелени в это время еще довольно сложно. Вполне вероятно, что пастухи, бегущие по зову ангелов, чтобы взглянуть на едва родившегося Миссию, подумали и об ослике, который привез Марию в Вифлеем. Там, среди полей, где в ночной тиши паслись их овцы, можно было собрать траву, порадующую истомленное долгой дорогой животное.

 Трудно сказать, как же все происходило на самом деле. Тем не менее, свежей зелени  самое место на праздничном столе. Она напомнит нам не только о животных, согревавших Младенца своим дыханием, но и о том, что нужно с уважением относится к себе и своему телу. Не зря же св. Франциск, в след за многими учителями молитвы,  называл свое тело братом ослом. Чтобы ослик хорошо трудился, нужно не забывать заботиться о нем и питать его. Зелень на столе напомнит нам и о будущем Церкви, о детях и молодежи, еще таких зеленых и порой неумелых в своем стремлении следовать за Христом. Но сколь прекрасные плоды со временем сможет принести их рвение.

Травка-овощ сельдерей как нельзя лучше подойдет на роль зелени. Сельдерей хорош как в сладких, так и в соленых салатах. Мелко нарезав стебли сельдерея, можно добавить к ним консервированный ананас, яблоки, изюм и грецкий орех. Полученный салат будет красивым и питательным. Стебли сельдерея хорошо сочетают со сметаной и с сыром. Вкусный салат получается с тунцом, солеными огурцами и майонезом.

Вообще сельдерей известен с давних времен. Его стебли и листья служили украшениями еще на празднествах древних греков. Даже Гомер упоминает об этом растении. Сельдерей выращивали многие народы, населявшие регион Средиземноморья. Употребляли его в пищу и древние иудеи. К ним это растение пришло во времена эллинизации вместе со спортивными площадками, греческим языком и элементами изобразительного искусства, не особо приветствовавшего в этих краях. Правда, в отличие от нынешних времен никто не задумывался о полезных свойствах сельдерея. Важно было только, что растение красивое и им можно украшать дома и празднества. И вкусное. Кстати, срезанный сельдерей, если не держать его на открытом солнце долго не вянет.

selderei-2756

У многих народов это растение ассоциировалось с погребальными культами. Даже были специальные блюда, которые делали из сельдерея только для похорон. Если бы сельдерей стоил также дорого как смирна, то волхвы вполне могли бы принести листья этого растения в дар Младенцу. Для эллинезированного сознания того времени символика была бы однозначна: дар Тому, Кто должен умереть, Своими страданиями принести избавление.

Постепенно погребальная символика сельдерея забылась и вплоть до XVII века в пищу использовали только «вершки» этого растения. В Россию оно попала вместе с Екатериной II. Листья сельдерея украшали шляпки и наряды. И лишь к XIX веку российские повара научились готовить не только легкие закуски из битвы, но и использовать корень.

Сельдерей на столе может напомнить нам не только о том, что Иисус пришел в этот мир, чтобы искупить Своей смертью наши грехи. Но и об истинном покаянии, обращении, меняющем жизнь и создающим новый мир внутри конкретного человека или целой общины.

Давайте посмотрим на рождественские ясли. Одним из их персонажей неизменно является св. Иосиф, опирающийся на посох, словно он только что вошел в пещеру, а не находился при Марии все время родов. Нередко можно встретить изображения «приемного отца» Иисуса с цветущим посохом. Этот посох сделан из миндального дерева.

Это цветущее миндальное дерево мы встречаем во многих произведения литературы, но, пожалуй, самое известное это — «Кентервильское привидение» Оскара Уальда. Древнее пророчество старого замка из этой истории гласит:

Когда заплачет, не шутя,

Здесь златокудрое дитя,

Молитва утолит печаль

И зацветёт в саду миндаль –

Тогда возликует этот дом,

И дух уснёт, живущий в нём.

Средневековая традиция напоминает нам, что миндальный орех по своей структуре напоминает яйцо, символ победы над смертью. А еще весной миндаль первым одевается в листву и с древности считается символом возрождения. И наконец, миндаль символизирует человеческую оболочку Христа, скрывающую под собой Божественное начало. Здесь стоит вспомнить, что мандорла (сияние окружающее Христа в образах Сошествия во ад, например), используемая на восточных иконах, имеет миндалевидную форму. Если суммировать все вышесказанное, то получиться, что цветение миндаля означает приход весны, возрождение древнего замка, описанного Оскаром Уальдом. И прощение для несчастного кентервильского приведения, христианское прощение, переход в новый прекрасный мир. Оно попадает туда благодаря жалости, милосердию, молитве и самопожертвованию юной Вирджинии.

И снова вернемся к яслям. Сухой посох св. Иосифа зацветает как миндаль весной, символизируя иссохшие сердца людей, живущих без Бога. Младенец Христос дает им надежду на возрождение, на воскресение, возможность, подобно измученному кентревильскому признаку, обрести новую жизнь, прощение и Любовь. Зритель, стоящий перед вертепом, оказывается частью композиции, а не только сторонним наблюдателем. Маленькие символы могут сказать нам больше мудрых проповедей. Разве не к этому некогда стремился св. Франциск, с которым традиция связывает появление рождественских вертепов в храмах?

selder_christmas_francis

В «Первом житии св. Франциска» Фома Челанский, описывая Рождество в Греччо, говорит о видении Божьему Бедняку малыша в яслях, лежащего неподвижно словно неживой. Святой пытается разбудить его. Это видение было вовсе недалеко от истины, как повествует Фома, поскольку Младенец Иисус, которого забыли многие сердца, в этот вечер воскресал в них.

Человеческое сердце, усталое и измученное, обретает в Рождество надежду на новую жизнь, которую еще предстоит взрастить, но она уже есть. Старый Кентервильский замок окунется в мир и покой, из него уйдет страх. Зацветший посох св. Иосифа еще пустит корни!

Ставя на стол вкусный салат из сельдерея с миндальными орехами, яблока, корицей или чем-то еще таким же вкусным, давайте вспомним о дне нашего обращения, когда впервые зацвело весенними цветами сердце. Папа Франциск нередко призывает нас вернуться к своей первой встрече со Христом. И Рождество – самый удачный праздник для этого, потому что Младенец к нам пришел не энное количество лет назад! Он приходит сегодня в каждый дом и в каждое сердце, чтобы сотворить новый мир, полный доверия и любви. Мир,в  котором есть начаток Царства Небесного.

Анна Гольдина

Анна Гольдина
Прихожанка храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Искусствовед, психолог, магистр богословия. Постоянный автор ряда православных и католических журналов. Редактор блога «Тау». Замужем. Мать троих детей.