Рождество на скорую руку

Салат из авокадо

Приятно, когда праздничный стол радует разнообразием красок. Зеленый – традиционный цвет Рождества. Обычно мы его связываем с елкой. По преданию невесть откуда взявшаяся в Палестине елочка закрыла от северных ветров вход в пещеру, где родился Спаситель. Согласно другой легенде, к вифлеемской пещере пришли три дерева: олива, пальма и ель. Олива принесла в подарок Младенца Христу золотые плоды. Пальма предложила свои листья, как защиту от зноя и непогоды. Только елочка не знала, что подарить. Тогда она заплакала слезами прозрачной смолы. И вдруг свершилось чудо. С неба посыпались звезды и стали прилипать на просмоленные ветви. И маленькая скромная елочка стала сверкать и переливаться тысячами огней. С тех пор, повествует легенда, люди в Рождество украшают елки и зажигают на них яркие свечи.

Прекрасным зеленым украшением рождественского стола станет салат из авокадо, который, кстати, даже выложить можно, придав ему форму елки. Для этого блюда понадобятся зрелые, т.е. мягкие, авокадо, лимон и сыр. Можно добавить немного майонеза. Или добавить экзотики и ввести в салат креветки. Кстати, они будут смотреться на блюде как елочные игрушки, нежного розового цвета.

Надо сказать, что авокадо долгое время не использовался в Старом Свете. Впервые с ним столкнулись испанцы, приплывшие покорять Новый Свет. «В центре фрукта семя как очищенный каштан. Между ним и коркой паста — часть, которую едят, подобная маслу с очень хорошим вкусом», — писал об авокадо один конкистадор. Не смотря на «хороший вкус», европейцы опасались есть авокадо, именуемое индейцами также «плодом королей». Дело в том, что само слово «авокадо» имеет не самый благозвучный перевод с одного из ацтекских наречий. Многие миссионеры воспринимали этот фрукт как часть культов плодородия, распространенных среди индейцев. Вероятно, отчасти они были правы, потому что в Мексике до сих пор находят древние сосуды, сделанные в форме авокадо и, судя по оформлению, являющиеся частью обрядов инициации.

avocado_plody

Не побоялись странного фрукта только моряки. Они сразу заметили, что авокадо не только вкусен и питателен, но и довольно долго хранится. Уже в XVI веке плоды авокадо можно встретить в трюмах судов, ходящих под флагами большинства европейских держав.  Мореплаватели использовали мякоть в качестве масла, и у овоща даже появилось новое название «масло гардемарина».

Авокадо – традиционный фрукт для Южной Америки. С территории Мексики оно перекочевало в Соединенные штаты. И здесь к нему пришло еще одно название «аллигаторова груша». С одной стороны, это связано с видом кожуры этого плода. С другой – как утверждали предприимчивые мексиканцы, привозившие авокадо – этот фрукт очень любят крокодилы. Стоит только упасть одному такому плоду с дерева и крокодил уже тут как тут. А все почему? Потому что очень сытно. Съест крокодил пару-тройку авокадо и лежит себе сытый и никого ловить не хочет.

Распространение авокадо по миру началось в 20-е годы XX века. Только тогда кулинары обратили на него свои взоры и стали изобретать многочисленные рецепты. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что они не слишком отдалились от изобретенного моряками масла. Салаты из авокадо дополняются различными ингредиентами: курой, рыбой, яблоком и т.д. Но основой все также остается вязкая масса, полученная из мякоти авокадо и вспрыснутая лимоном, который не дает этому фрукту потемнеть и потерять товарный вид.

Зеленый авокадо с коричневой косточкой внутри напоминает семечко елки. Только очень большое. А ведь были времена, когда христиане не ставили елки в своих домах.

Предполагают, что первые неукрашенные рождественские елки появились в Германии в VIII веке. Первое упоминание о ели связано со святым Бонифацием, который согласно легенде читал как-то друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным и неприкасаемым деревом, он срубил один из дубов. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все деревья, кроме молодой ели. Бонифаций представил выживание этой ели как чудо и воскликнул: «Да будет это дерево деревом Христа!» В дальнейшем Рождество в Германии отмечалось посадкой молодых елей.

elka_

Следующее документальное свидетельство о рождественской ели мы встречаем в 1419 г. Летописец повествует о братстве пекарей в городе Фрейбург, которые украсили дерево яблоками, грушами, крашеными орехами, облатками, мишурой и разноцветной бумагой. Ель простояла до Нового года, и когда ее трясли, местная беднота могла собрать все, что с нее упало.

В немецком источнике, датированном 1561 г., говорится, что на Рождество в доме должно стоять не более одной елки. А в 1604г. неизвестный летописец сообщает об украшении рождественского дерева розами из разноцветной бумаги, яблоками, облатками и мишурой.

В XVII веке рождественская елка становится распространенным атрибутом Рождества в Германии и скандинавских странах. Сначала украшенные деревья – это только так называемые общественные елки. Их устанавливали в ремесленных гильдиях, больницах и домах состоятельных людей. По окончании праздника дети могли взять с них все, что им приглянулось. Позже семейные елки стали ставить в европейских княжеских домах.

А вот украшать елки игрушками стали только в конце XIX века. Первые стеклянные украшения изготавливаются на стеклодувных производствах Богемии. Примерно в это же время появляются бенгальские огни и первые электрические гирлянды. В 1910г. появляется канитель, которую делают из оловянной фольги, а в 20-е годы широкое распространение получает искусственный снег.

В Россию рождественская елка приходит все из той же Германии. Ее привозят в Санкт-Петербург в XIX веке немцы, католики и лютеране, живущие в тогдашней российской столице. Справедливости ради следует сказать, что впервые на Руси ель, как атрибут зимних праздников, появилась при Петре I. 20 декабря 1699 г., вернувшись из-за границы, царь-реформатор издал указ, которым предписал: первым днем нового года считать не 1 сентября, а 1 января; а так же в честь Нового года зажигать огни, пускать ракеты и «украшать дома от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Но как видим речь здесь идет лишь о ветках. К тому же после смерти Петра этот обычай совсем забыли.

Елочный ажиотаж начался в Петербурге на рубеже 1840-х годов. Мода на «немецкое нововведение», захватившее сначала обитателей состоятельных домов, а затем и все население столицы, подкреплялась и безумной популярностью немецкой литературы, прежде всего Гофмана, чьи «елочные тексты» (например, «Щелкунчик») были на пике популярности. Первая «публичная» елка была устроена уже в 1852 г. на Екатерингофском вокзале. А затем ель завоевала и всю Россию, став к концу XIX века обычным явлением и непременным атрибутом Рождества.

elka_piter

Рождественская елка считается символом райского древа жизни, доступа к которому из-за своего непослушания некогда лишились Адам и Ева, но родившийся в иудейском городке Спаситель вновь открыл для каждого верующего двери вечной жизни, благодаря древу голгофского креста. Другие считают, что традиция устанавливать елки перед Рождеством основывается на одном из мессианских текстов Ветхого Завета: «И произойдет отрасль от корня Иесеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис 11,1).

По давней традиции на верхушке рождественской елки укрепляют звезду в память о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам с Востока путь к яслям Богомладенца. Разноцветные елочные шары, связные с традицией украшения сухих веток фруктами, поучительно показывающей, что мы не можем приносить плода сами по себе, но лишь прибывая во Христе. Притаившиеся среди зеленых лап фигурки поющих ангелов, пастухов и овечек, напоминают нам о событиях святой ночи, произошедших недалеко от Вифлеема. На них же намекают висящие на ветвях колокольчики, подобные тем, которые одевают на своих подопечных пастухи. Так же не случайно украшается елка горящими свечами или фонариками, их прообразами являются огни костров и звезды, светившие для вифлеемских пастырей в ту поистине великую ночь. В то же время свечи являются символом Христа как Света миру.

Fresh tropical food, healthy avocado fruit

И здесь стоит вновь вернуться к нашему салату из авокадо. Этот привезенный из дальних стран фрукт, как уже говорилось, долгое время ассоциировался с чем-то неприличным, порочным, чем-то, что было привнесено в мир в результате грехопадения. Плод авокадо зеленый, словно незрелый, как первые люди, любопытные и боящиеся признать свою вину. С косточкой внутри, которую если посадить в землю, вполне можно вырастить новое дерево. Эта косточка непригодна в пищу и считается ядовитый, якобы приносящей смерть. И тут стоит вспомнить о замечательном гимне, который поется на Пасху. «Felix culpa», «Счастливая вина». «О, счастливая вина, заслужившая столь славного Искупителя. О, воистину необходимый грех Адама, который изглажен смертью Христа!» Встречая новорожденного Спасителя, стоит вспомнить, почему и для чего Он пришел в этот мир. Младенец, с первых часов Своей жизни столкнувшихся с неприятием и холодом, с миром жестким, как сердцевина авокадо, с миром полным греха. И в то же время Младенец, окруженный нежностью Матери, благоговением Иосифа и восторгом пастухов и волхвов. Пришедшие поклонится Иисусу люди, являют зачатки той веры, из которой потом вырастит Церковь. Веры еще совсем маленькой, совсем зеленой, как мякоть авокадо. Но авокадо вкусно, только когда оно созрело. Чуть дольше полежит и уже оно черное и горькое. Так же и вера во Христа требует от нас зрелости, постоянного роста и обращения.

 Анна Гольдина

Анна Гольдина
Прихожанка храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Искусствовед, психолог, магистр богословия. Постоянный автор ряда православных и католических журналов. Редактор блога «Тау». Замужем. Мать троих детей.