Рождество в музыке

С приходом в мир зимы начинается прекрасная пора – пора трепетного ожидания маленького чуда. Дух грядущего Рождества и предновогоднее настроение наполняют города радостным оживлением и праздничной суетой. И в маленьких уютных лавочках, и в больших торговых центрах всё напоминает о празднике. Высокие пушистые ели сверкают фейерверком шаров и гирлянд, головокружительно пахнет всевозможными сластями и горячим глинтвейном, всё полно предвкушения. Пока ходишь по бесконечным рядам, слушаешь самую разнообразную музыку, которая льётся из колонок торговых залов и динамиков вечных спутников-наушников. В дань поре трек лист обычно полон популярных новогодних и рождественских песен, в которых трудно не признать знакомые с детства гимны и песнопения, звучащие в храмах. Наблюдая, как всё вокруг преображается в преддверии праздника, невольно задумываешься о том, как освещается наш мир, соприкасаясь с чудом пришествия на землю Спасителя.

Как многообразен мир, так и рождественская музыка представляет собой калейдоскоп прекрасных произведений, начиная с ранних веков, и до наших дней. Само Рождество сопровождалось музыкой, и первые рождественские песнопения раздавались над яслями младенца Иисуса тёмной вифлеемской ночью: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:13-14).

Всем хорошо знакома картина Рождества – в яслях новорожденный младенец, от холода ночи Его греют своим дыханием животные, а мать, с улыбкой на устах, не нарадуется долгожданному чаду; верный Иосиф замер возле них. Не стоит говорить, как часто эта картина служила вдохновением художникам, поэтам и музыкантам для создания своих творений, полных не только эстетических достоинств, но и глубокой веры, и радостной надежды. Очень точно и изящно это ощущение выражают слова входного антифона утренней мессы 24 декабря – «Вот уже пришла полнота времён, когда послал Бог Сына Своего на землю». И действительно, рождение Спасителя знаменует завершение старого и становление нового: «И слово стало плотью и обитало с нами» (Ин. 1:14).

Первые христиане продолжили ангельскую традицию, и существуют исторические записи 129 года от Рождества Христова о песнях, написанных специально для Рождества, хотя официальный статус праздник получил лишь в IV веке. Одним из первых гимнов, посвящённых рождественской тематике был «Jesus refulsit omnium», написанный Св. Иларионом из Пуатье. Св. Амвросий Медиоланский, автор более дюжины гимнов, в том числе «Veni Redemptor gentium» «Гряди Искупитель народов» и «Conditor alme siderum» «Создатель неба звёздного».

В Средние века для рождественских богослужений начала создаваться церковная музыка, и, в первую очередь, обязательные части мессы, которые называются официй. К ним, например, относилось одно из самых известных входных песнопений Puer natus est nobis (VI в,), а также более поздний Puer natus in Bethlehem (XIV-XV вв.).

В средневековой литургической музыке прочно доминировало григорианское пение, по своей природе плавное и мелодичное, что придавало мессе большую торжественность и размеренность. Однако Рождество было любимо и почитаемо всеми людьми от мала, до велика, а потому выходило за рамки церковных служб, что породило массу народной рождественской музыки.

Средневековый гимн «Gaudete» (XIV-XVвв.) показывает другую сторону Рождества, он напоминает весёлый танец, полный жизни и энергии. В тёмные века праздник Рождества наполнял светом повседневную жизнь простых людей, и само народное празднование было подобно пиру, на котором обязательно были песни и танцы. Именно в танце и песне люди находили отдохновение от тревог и забот трудной жизни.

В Европейской музыкальной культуре тема Рождества очень любима, поэтому с развитием музыкальных форм и стилей стали появляться изумительные по красоте творения. Величайший из композиторов XVIII столетия – Иоганн Себастьян Бах, оставивший глубочайшее музыкальное наследие, которое почитаемо и уважаемо в светском и церковном кругу, которое не теряет своей актуальности, обладающее неисчерпаемой полнотой не могло не проникнуться тайной Рождества. Самое значимое его произведение, посвящённое этой теме – «Рождественская оратория» (1734).

В этой оратории Бах подчеркнул красоту Рождества, соединив в одном произведении шесть отдельных кантат, каждую из которых нужно было исполнять отдельно, в разные дни. Но его творения не всегда столь монументальны. Среди произведений Баха есть и цикл хоральных прелюдий для органа на Рождество, одна из них написана к гимну «Puer natus in Bethlehem»:

Современник Баха, Георг Фридрих Гендель, создавая ораторию «Мессия», описывающую всю жизнь Христа, посвятил первую часть тайне Его рождения и пророчеств Ветхого Завета о Его пришествии.

Один из наиболее ярких фрагментов оратории в обработке Лоуела Мейсона стал одной из самых популярных во всём мире рождественских песен «Joy to the World» (1839).

Весь мир ликуй! Господь пришёл;
Земля, встречай Царя!
Пускай все сердца откроются Ему,
Пусть славу воспоют,
Пусть славу воспоют –
Земля и небо пусть поют!

Это гимн «Радость миру», он славит пришествие Спасителя, Царя, который освящает Своим присутствием мглу ночи, где пребывало израненное человеческое сердце, и наполняет ликованием небеса и землю. Тут явно звучит тема «Слава в вышних Богу!». Не удивительно, что эта строчка становится припевом во множестве рождественских песен.

Символом Рождества можно считать и французский гимн «Les anges dans nos campagnes», известный в русском переводе как «Спит спокойно Вифлеем». На разных языках, в самых различных обработках он звучит в церквях и на радио.

Постепенно в церковную певческую традицию стали проникать красивые песнопения и колядки, Рождественские гимны, как россыпь бисера – яркие, звонкие, убаюкивающие и согревающие сердца людей.

Ещё одно песнопение, напоминающее перезвон маленьких колокольчиков в руках ангелов и пастушков, как пасторальная картина рождества, прекрасное и светлое:

Вспоминая Вифлеемскую ночь, мы представляем Марию с младенцем на руках. Пела ли Мария колыбельные, и как они звучали? Конечно, мы можем только догадываться об этом, но так и хочется представить, как мать, качая сына на руках, пела ему.

Часто музыка, звучащая в храме, напоминает нам колыбельную песнь. Композиторы стремились передать покачивающее движение и мелодичный, убаюкивающий голос матери. Наверное, самая любимая и известная из таких песен «Stille Nacht, heilige Nacht» «Ночь тиха, ночь свята» Ф. Грубера. Текст песни был написан священником Йозефом Мором в 1816 году, а 24 декабря 1818 года, в рождественский сочельник оно было исполнено. Русская адаптация очень точно и ясно передаёт красоту поэтического текста.  Вот первый куплет гимна: 

Ночь тиха, ночь свята,
Люди спят, даль чиста;
Лишь в пещере свеча горит;
Там святая чета не спит,
В яслях дремлет Дитя, в яслях дремлет Дитя.

 Музыкальное наследие, связанное с Рождеством, безгранично, и тем труднее выделить отдельные произведения для статьи. Однако музыка, особенно столь светлая и одухотворённая, проникает в самую глубь человеческой души, открывая то сокровенное, чего он не может постичь другим путём. Пускай же в Рождество сердца откроются Христу, и радостное благовестье наполнит наши души:

«Gloria in excelsis Deo!»

Алексей Попов
Органист-хормейстер храма Лурдской Божьей Матери в Санкт-Петербурге. Студент Санкт-Петербургского Государственного Университета, направления «Оперное пение» при Мариинском театре. Автор различных аранжировок церковных песнопений и ряда собственных сочинений.