«Бесцеремонная» процессия

В силу своих профессиональных обязанностей иногда мне приходится заниматься очень странными вещами. Например, развлекать совсем зеленых первокурсников предметом «Ритуалы и церемонии Средневековья», который про себя я называю «Sex, drugs and rock-n-roll».  То есть понемногу обо всем, и так, чтобы народ не спал на последней паре. Разумеется, первый курс открывает тетрадки и планшеты, потом открывает рот и готовится записывать информацию об обрядах друидов, способах вызывания дьявола и изгнания его же, о порядке действий средневековых персонажей в первую брачную ночь и так далее. 

Впрочем, мое коварство не знает границ. Вместо ожидаемой «клубнички» разговор мы начинаем с изрядной порции теории, а именно – с изучения так называемой «ритуалистской школы» в современных исторических исследованиях (любопытствующие могут ознакомиться с трудами Г. Киплинга, Р. Стронга и др.). Историки-ритуалисты не только обратили внимание на «периферийные» по сравнению с «большой политикой» церемониальные сюжеты, но и предложили важную идею: церемонии и ритуалы и в прошлом, и в настоящем имеют для развития общества роль не меньшую, чем государственные институты и право.  Благодаря всевозможным ритуальным действиям – от церковной литургии до ежегодного нарезания салата оливье – общество созидает самое себя, регулирует свои границы, выстраивает внутреннюю иерархию и передает необходимые знания и ценности. 

Почему я вспоминаю обо всем этом перед праздником Тела и Крови Христовых? Конечно же, из-за процессии по улицам города. Необходимость проведения процесии, кажется, не вызывает сомнений у большинства католиков: это  традиционная часть праздничного богослужения, совершать ее достойно, праведно и предписано, если нет существенных препятствий. С другой стороны, я сталкивалась с двумя очень разными реакциями на факт проведения процессии, да еще по улицам города. Попробую реконструировать их – хотя и в сильно утрированном виде.

Master_of_James_IV_of_Scotland_(Flemish,_before_1465_-_about_1541)_-_Procession_for_Corpus_Christi_-_Google_Art_Project1. «Патриотическая».  Да-да-да, сейчас мы дадим всем атеистам/неверным/обществу потребления свидетельство истинной веры! Покажем весь блеск и величие Бога и Церкви! Мы – католики и гордимся этим.

2. «Скептическая». А не руководит ли нами, товарищи братья и сестры, желание покрасоваться? Бог не в трубном звуке, а в дыхании тихого ветра, и о Нем говорят более дела, нежели хоругви и ленты. Так что идем и не паримся относительно собственного величия.

Обе позиции понятны. Более того, кажется, что любой из нас, в зависимости от католического стажа и жизненных обстоятельств мог склоняться то к одной, то к другой крайности. Но сегодня я предлагаю все-таки забыть о людях с мобильниками, которые, конечно же, будут снимать «запряженных девочек», балдахин и вереницу священников, а подумать о том, какую пользу процессия Тела и Крови может принести церковной общине. 

Обычай совершать процессию на праздник Тела и Крови Христовых оформился в XIV в., — эпоху «клерикальной Церкви», когда участие мирян в богослужении ограничивалось молчаливым присутствием и созерцанием литургических действий издалека. Возможность лицезреть Хостию, открывшаяся перед самыми простыми людьми возможность участвовать в евхаристической процессии, превращала зрителей в соучастников, не позволяя «клиру» и «миру» окончательно расколоться на две не связанные друг с другом общности, на «профессионалов» и «потребителей». В театре есть актеры, играющие по известному им сценарию, и пассивные зрители. Ситуация театра разъединяет. В ритуале же правила известны всем и касаются любого; каждый – в большей или меньшей степени – принимает в событии деятельное участие. 

Сегодня на нашей стороне, казалось бы, играют просвещенные времена и все литургические реформы II Ватиканского собора. Но, тем не менее, восприятие Мессы как необходимого еженедельного спектакля, к организации которого мы не имеем никакого отношения, остается столь же  потенциально опасным для церковных общин, как и в далеком Средневековье. Не об этой ли опасности говорит возрастание во многих общинах литургического традиционализма: миряне и сами не против того, чтобы посмотреть красивый – действительно очень красивый и слаженный! – обряд, участники которого отделены от профанов балюстрадой, из-за которой должны доноситься лишь восхищенные аплодисменты. 

Формировавшаяся столетиями практика процессий в буквальном смысле подталкивает человека: встань и иди, да, ногами, да, в толпе. В спокойном полупустом храме всегда можно отсесть подальше от неприятного соседа; в процессии ты рано или поздно наступишь ему на ногу. Ближние становятся очень ближними, но в современном мире это одна из редких возможностей действительно провести время с собратьями по приходу и сделать что-то вместе. 

Любой ритуал призван интегрировать участников; литургия же, вдобавок, еще и преображает их. Несмотря на очевидное сохранение иерархии – Иисус в центре, окружающий его клир и замыкающие, ведомые – миряне – все участники самым очевидным образом являют собой единство, и единство динамичное, активное, направленное. 

Участие в ритуалах исполняет еще одну важную функцию – функцию передачи информации, обучения действием. В Средневековье демонстрация Хлеба, ставшего Плотью, была призвана распространить и укоренить в народе Божием учение о Пресуществлении. К сожалению, не могу с чистой совестью сказать, что в наше время уровень догматической грамотности достиг искомых ста процентов. Казалось бы, информация доступна сегодня для человека, как никогда ранее: к нашим услугам образованные проповедники, книги, фильмы и всезнающий интернет. Но чтобы эту информацию усвоить, а тем более воплотить в своей жизни, необходимо научиться ее усваивать и воспроизводить. Поклонение? Встанем на колени перед возносимой монстранцией: если рядом с тобой встают на колени твои друзья, опуститься на грязный асфальт не так уж страшно. Богословские истины? Они отлично запечатлеваются в мозгу при совместном громком пении старых добрых песен. И еще раз вернусь к тому, о чем уже говорила выше: единство церковной общины. Духовенство выглядело бы довольно глупо, гуляя по городу лишь в компании Иисуса и себе подобных. Миряне, шествующие без духовенства, были бы всего лишь праздношатающимися. Поэтому придется вместе. Даже если у обеих групп есть друг к другу немало взаимных претензий. 

Объединяет совместное действие – и одна-единственная цель. Иисус. 

Анастасия Паламарчук
Прихожанка храма св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге, органистка. Доктор исторических наук, историк- медиевист.