Белые ночи – русские очень!

Стоит ли смотреть новый фильм Андрея Кончаловского? 

Совсем недавно вышедший фильм «Белые ночи почтальона Алексея Трипицына» Андрея Кончаловского многими критиками считается фильмом, который так давно ждала Россия. Этот фильм был признан мировым кинематографическим сообществом, за что Андрея Кончаловского наградили «Серебряным львом» на Венецианском кинофестивале. Но как и почему фильм про обычную жизнь почтальона так «встрепенул» общественность и мировой кинематограф? Попробуем в этом разобраться.

Идея создания фильма у режиссера появилась, когда он прочел статью о почтальонах, работающих в русской глубинке. После долгих поисков нашелся обычный почтальон из Архангельской области, который является единственным проводником между «Большим миром» и жителями деревни, где сам живет и работает.

pochtalion_02

Особенностью этого фильма является то, что главный герой Алексей Тряпицын – это настоящий Алексей Тряпицын и по паспорту, и в жизни, как и все остальные жители деревни, показанные в фильме. Они не являются актерами, за исключением героев Ирины (Ирина Ермолова – актриса «Коляда-Театр») и Тимки (Тимур Бондаренко). Весь фильм снят в документально-повествовательном жанре, что очень притягательно для зрителя. Дело в том, что российский зритель отвык от документального кино, он отвык от реальности, которая не создается посредством спецэффектов и ожидаемой картинки. Он отвык от той России, которая есть на карте, но нет в понимании.

Использование документальной съемки в игровом кино сейчас становится некой модной тенденцией современных фильмов. А фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» — сплошная документальная история, где даже в домах жителей были установлены камеры наблюдения, которые и запечатлевали будни героев фильма. Благодаря такому подходу Кончаловский ставит зрителя в довольно странное положение: с одной стороны ты – зритель, а с другой стороны ты – уже соучастник, где на твоих глазах идёт обычная жизнь людей и деревни.

Пока современные режиссеры «пичкают» документальными сюжетами свои фильмы, Андрей Кончаловский полностью создаёт документальный фильм, который возвращает зрителя к архаике кино — ведь первый фильм, созданный братьями Люмьер, был документальным. Он показывал то, что было на самом деле. Возможно, эта архаичность кино стала так заманчива для зрителя потому, что погружает в реальную реальность, а не выдуманную, которой сейчас полно в кинотеатрах.

B031_C004_0801RO.0005184F

Но документальное кино – это не только фиксация времени, это ещё и фиксация пространства. В центре внимания всего фильма находится почтальон, его работа, его друзья, его тайная любовь и его воспоминания. Казалось бы, ничего особенного, просто рассказывается о жизни человека, но помимо жизни человека показывается его Родина, показывается та Россия, которую многие забыли в «Большом мире». Показываются огромные просторы и пространство, называемое Россией. И тут стоит отметить, что кадры с природой, которые мы видим, продолжительные, как «продолжительны» и сами ландшафты, показанные в кадре. Эти кадры и становятся основной формой фильма. В эпоху «быстрого кадра», к которой так стремится российский кинематограф, Кончаловский напоминает о русском менталитете, о том, что Россия всегда была страной пространства, а не времени. Наша страна осваивала территории, и за счет этого мы отставали от Мирового времени. Как пишет известный искусствовед Франциска Фуртай: «Длительное поглощение пространства приводит к замедлению культурного развития, к выработке некоего устойчивого культурного национального архетипа, то есть обязательного культурного минимума, который можно идентифицировать как «российский»». Таким архетипом и оказался почтальон Алексей Тряпицын, который в век «технического прорыва» ловит кикимору в озере и не может жить в городе.

pochtalion_03

Фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» вовсе не о жизни обычного деревенского человека, это фильм о той России, которая существовала испокон веков, с огромными просторами и обычным русским менталитетом. Это фильм, который заставляет задуматься о вечных ценностях своего существования, о том, что с вымиранием русских деревень вымирает и культура. Это фильм, где белые ночи погружают в сон, чуждый русскому человеку, забывающему о своих корнях в погоне за современным миром.

В фильме «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрей Кончаловский показал российскому зрителю и мировому сообществу ту Россию, которая существует в настоящее время вдали от Мегаполисов. Она действительно заслуживает внимания зрителя, который умеет думать и переживать не только о себе, но и о своей Родине.

Екатерина Савельева

Екатерина Савельева
Прихожанка храма Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Культуролог, фотограф, режиссер. Автор статей о современной культуре. Победительница и лауреат конкурсов в области социальной рекламы и современного искусства.